ТТД:
Водоизмещение: 503 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27
мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала
К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.53
Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения
тактико-технического задания на его создание в
1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический
- в 1932 г. Главным конструктором корабля был
Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля
пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С.
Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском
заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству
серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная
верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли
в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в
состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта
строительства тральщиков дореволюционной постройки
типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших
себя при тралении. Новые базовые тральщики имели
по сравнению с ними более эффективное тральное
вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение
(глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство
для приема и постановки мин. Вместо паровой машины
мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей
мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле
пр.3, давали ему значительные преимущества перед
тральщиками дореволюционной постройки и являлись
значительным шагом вперед по сравнению с кораблями
этого класса времен первой мировой войны. Корабль
пр. 3 послужил прототипом для создания базовых
тральщиков отечественного Военно-Морского Флота
пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль
и траление фарватеров и минных полей; проводка
отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка
минных полей и борьба с подводными лодками.
В ходе постройки тральщиков в их проект вносили
конструктивные изменения, связанные с дополнительными
работами по усилению трального и артиллерийского
вооружения, установке вновь созданных механизмов
и оборудования, массогабаритные характеристики
которых отличались от первоначально предусмотренных
в проекте. Это привело к снижению остойчивости.
Были разработаны меры по повышению остойчивости
перераспределением масс для понижения центра тяжести
корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали
уже с учетом предложения по повышению остойчивости.
Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр.
53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего
их было построено шесть - на Севастопольском заводе
и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде.
Кроме того, на Севастопольском судостроительном
заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков,
мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53.
Тральщик "Защитник" был заложен в Севастополе
на Севастопольском морском заводе 25.12.1936 г.
(заводской №177), спущен на воду 31.07.1937 г.,
сдан 20.08.1938 г., 25.08.1938 г. поднят флаг
ВМФ. 25.07.1939 г.
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю
дан тактический номер "Т-411" ("БТЩ-411").
С 01.01.1939 г. по 29.06.1941 г. использовался
как опытный корабль при отработке новых систем
минного дела.
В период Великой Отечественной войны участвовал
в защите морских коммуникаций, в обороне Одессы
и Севастополя. В конце декабря 1941 г. и начале
января 1942 г. принимал участие в десантной операции
в Феодосию и Керчь. 19.07.1942 г. заменен бортовой
номер на "14". В феврале 1943 г. участвовал
в десанте в" Южную Озерейку и Станичку. За
активное участие в борьбе с врагом кораблю присвоено
звание "Гвардейский".
15.05.1943 г. тральщик вышел из Туапсе для усиления
конвоя. На траверзе Нового Афона в 20 милях к
западу от сухумского маяка он был атакован немецкой
подводной лодкой "U-24" (командир обер-лейтенант
Петерсен). Взрывом торпеды оторвало корму корабля,
переборка в машинном отделении не выдержала, и
в 15 ч. 45 мин. тральщик затонул. Всего удалось
спасти 32 человека - более половины экипажа.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале
героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе
в 1967 г.
|