ТТД: Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость полного хода: 17 узлов.
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б,
5000 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230,
2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы. Экипаж:
68 чел. История корабля: Морской тральщик пр.266М Корабли
проекта 266 (шифр "Аквамарин") стали первыми отечественными морскими
тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик
вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных
мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса
и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства
и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее
устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой
качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась
оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров
демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие
амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных
винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов
и оборудования. Притивоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной,
акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить
траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало
два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления "Рысь". В качестве средства
обнаружения мин была установлена специальная ГАС "Лань". Для решения
задач ПЛО, а также уничтожения мин предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые
устанавливались только на некоторых кораблях. Всего с 1963 по 1971 годы
было построено 40 кораблей этого. Головной корабль был включен в состав ВМФ в
1963 году. К недостаткам этого проекта относят отсутствие средств поиска и обнаружения
донных мин. Устранение отмеченных недостатков проекта 266 было осуществлено
в ходе модернизации его по проекту 266М (шифр "Аквамарин"). Было предусмотрено:
замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой
управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка трехканального
широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также
комплексного искателя-уничтожителя мин, размещение ГАС "Мезень" для
обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась
установка главных двигателей на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных
винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие насадки. Эти и другие
вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению длины и полного водоизмещения.
В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов 266 и 266М были размещены ПЗРК
"Стрела-3". Головной корабль проекта 266М "Семен Рошаль" был
сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было построено по этому проекту 32 корабля.
Морской тральщик "Зенитчик" был построен заложен 27.07.1973 г.
на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (зав.№ 928), 08.05.1974 г. спущен на воду,
вошел 27.09.1974 г. в состав Черноморского флота. Корабль в период с 1977
по 1988 год неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном
море, Атлантике. В ходе раздела Черноморского флота году был передан ВМС
Украины 25.07.1997 г., где он был переименован в "Желтые Воды" (U310
"Жовті Води"). 18.06.2004 г. морской тральщик "Желтые Воды"
получил другое название - "Чернигов" (U310 "Чернігів"). 24.03.2014
г. тральщик "Черкассы", находясь на оз.Донузлав, спустил украинский
и поднял российский флаг. В октябре 2014 г. корабль был отбуксирован в Севастополь,
где он находится по настоящее время на хранении. |