ТТД: Водоизмещение: 1228 т. Размеры:
длина - 67,8 м, ширина - 11 м, осадка - 4,5 м. Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля, 6000
л.с., 2 вала, 2 винта в насадках. Вооружение: 1х1 76,2-мм артустановка АК-176,
1х6 30-мм артустановка АК-630, 2х4 ПУ ПЗРК "Стрела-3", тралы. Экипаж:
60 чел. История корабля: Морской тральщик пр.12660 Последним
проектом морского тральщика ВМФ СССР был тральщик пр.12660, шифр "Рубин".
Его проектирование началось в Западном ПКБ по тактико-техническому заданию, выданному
в 1979 году. Главный конструктор Н.П. Пегов, главный наблюдающий ВМФ капитан
2 ранга А.П. Демешкевич. Проектированию корабля предшествовали разнообразные
научные и опытно-конструкторские работы, которые позволили значительно снизить
уровень физических и вооружить тральщик новыми боевыми средствами. Непосредственно
по указанию Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г.Горшкова на корабле было усилено
артиллерийское вооружение. На этапах эскизного и технического проектов существовали
варианты с вертолетным вооружением, но из-за роста водоизмещения от них отказались.
Пожелание увеличить скорость хода реализовано не было из-за отсутствия соответствующих
двигателей. Главком считал, что при большей скорости полного хода новые МТЩ смогли-бы
действовать в составе оперативных соединений не сковывая их своей тихоходностью.
Увеличение глубин постановки мин в 70-х годах привело к тому, что и многие глубоководные
районы где маневрировали оперативные соединения становились миноопасными. По этой
причине и возникла потребность включения тральщиков в их состав. Корпус
корабля как и у морского тральщика пр.266 был выполнен из маломагнитной стали.
Корабль оснащен всеми видами противоминного вооружения. Впервые в отечественном
ВМФ на корабле разместились: подводный комплекс уничтожения мин "Гюрза",
самоходный искатель - уничтожитель мин "Кетмень" и искатель - уничтожитель
"Палтус". Кроме того на корабле размещено 3 гидроакустических станций
поиска мин, в том числе впереди по курсу. Артиллерийское вооружение включало одну
76-мм артустановку АК-176 и один 30-мм автомат АК-630 с единой РЛС управления
"Вымпел". Для усиления ПВО на корабле разместили ПЗРК типа "Стрела-3". Все
эти усовершенствования привели к росту полного водоизмещения до 1220 т. по сравнению
с пр.266М. Однако за счет увеличения длины и некоторого увеличения мощности главной
энергетической установки удалось сохранить скорость полного хода без тралов более
17 узлов. Всего по данному проекту было заложено 3 корабля, из них построено
2 - МТЩ "Железняков" для Черноморского флота, и МТЩ "Гуманенко"
- для Северного флота. Третий корабль в серии был разобран на стапеле в начале
90-х годов ХХ века. Морской тральщик "Железняков" был заложен
28.02.1985 г. на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (заводской
№ 561), спущен на воду 17.07.1986 г. Ходовые и государственные испытания проходил
в 1987 г. в Таллине. 30.12.1988 г. корабль вступил в строй и вошел в состав Черноморского
флота. Морской тральщик "Железняков" принимал участие в международных
военно-морских учениях "Си-бриз-96". Корабль участвовал в международных
учениях "Блексифор - 2001" и "Блексифор - 2002". В
2001 г. по инициативе главы города Владимира Ковальчука между надымской администрацией
и морским тральщиком "Железняков" был заключен договор об установлении
шефских связей. В августе 2008 г. морской тральщик "Железняков"
в составе соединения разнородных сил участвовал в операции по принуждению Грузии
к миру. В настоящее время морской тральщик "Железняков" входит
в состав с 184-й бригады кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской
базы базированием на Новороссийск. В разное время данным кораблем командовали:
- капитан 3 ранга Сергей Падалко; - капитан 3 ранга Александр Вьюрков;
- капитан 3 ранга Всеволод Бобриков; - капитан-лейтенант Александр Пузев; -
капитан 3 ранга Алексей Самарский. |