ТТД: Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость полного хода: 17 узлов.
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б,
5000 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230,
2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы. Экипаж:
68 чел. История корабля: Морской тральщик пр.266М Корабли
проекта 266 (шифр "Аквамарин") стали первыми отечественными морскими
тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик
вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных
мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса
и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства
и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее
устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой
качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась
оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров
демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие
амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных
винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов
и оборудования. Притивоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной,
акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить
траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало
два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления "Рысь". В качестве средства
обнаружения мин была установлена специальная ГАС "Лань". Для решения
задач ПЛО, а также уничтожения мин на корабле предусмотрено размещение двух РБУ-1200.
Всего с 1963 по 1971 годы было построено 40 кораблей этого проекта. Головной
корабль был включен в состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят
отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин. Устранение отмеченных
недостатков проекта 266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М
(шифр "Аквамарин"). Было предусмотрено: замена электромагнитного трала
обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой управления; принятие трала
для уничтожения активных мин; установка трехканального широкополосного буксируемого
телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также комплексного искателя-уничтожителя
мин, размещение ГАС "Мезень" для обнаружения донных мин. Для снижения
акустического поля корабля предусматривалась установка главных двигателей на вибродемпфирующие
продольные балки, а гребных винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие
насадки. Эти и другие вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению
длины и полного водоизмещения. В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов
266 и 266М были размещены ПЗРК "Стрела-3". Головной корабль проекта
266М "Семен Рошаль" был сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было
построено по этому проекту 32 корабля. Морской тральщик "Электрик"
был заложен 25.10.1976 г. на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (зав.№951). 29.10.1977
г. спущен на воду, 30.12.1977 г. вступил в строй и вошел в состав Тихоокеанского
флота. В сентябре 1979 г. был перечислен в состав Черноморского флота.
17.03.1985 г. тральщик был переименован, и получил название "Вице-адмирал
Жуков". Он носит имя Гавриила Васильевича Жукова - командира Одесской военно-морской
базы, а затем заместителя командующего Черноморским флотом по обороне Севастополя.
Корабль побывал в Атлантике, Индийском океане, Персидском заливе. Морской
тральщик участвовал в миротворческой миссии в Грузии в 96-м году. За кормой корабля
более 200 тысяч морских миль. Шефство над кораблем осуществляла администрация
г.Лобня Московской области. Тральщик входил в 418 дивизион тральщиков 68-ой
бригады кораблей ОВР с базированием на Южную бухту Севастополя. Затем вошел в
состав 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-ой бригады кораблей
ОВР, с базированием на Стрелецкую бухту Севастополя. В 2017 г. тральщик
был разоружен и подготовлен для вывода из состава флота. Выведен из состава флота
в январе 2018 г., находился в отстое. В октябре 2020 г. - январе 2021 г. был разделан
на металл в б.Стрелецкая, Севастополь. Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3 ранга Н. Шаруев; - капитан 3 ранга И. Евдоченко; - капитан
3 ранга Сергей Лахин; - капитан-лейтенант Сергей Пинютин; - старший лейтенант
Сергей Зиновьев. |