ТТД: Водоизмещение: 90 т. Размеры: длина - 25,9, ширина
- 5,0 м, осадка - 2,13 м. Скорость полного хода: 10,5 узлов. Дальность
плавания: 380 миль при 8 узлах. Силовая установка: котломашинная, 200 и.л.с.
Вооружение: 1 37-мм орудие. Экипаж: 16 чел. История судна:
Бывший крейсер Отдельного корпуса пограничной стражи Был построен в Одессе
на верфи Товарищества Беллино-Фендерих как крейсер "Коршун" Отдельного
корпуса пограничной стражи и 02.12.1900 г. принят комиссией под председательством
начальника 5-го округа пограничной стражи генерал-лейтенанта Акимова. С
11.12.1900 г. крейсер вошел в состав 23-й Одесской пограничной бригады. "Коршун»
активно боролся с контрабандистами на море, за время его службы отмечено более
100 случаев задержания крупной контрабанды. Но помимо этого крейсер выполнял и
другие задачи - корабль неоднократно сопровождал императорскую яхту "Штандарт"
в Ливадию, охранял царскую резиденцию с моря. Не раз крейсер и его экипаж отмечались
за образцовое несение службы. С началом первой Мировой войны в соответствии
мобилизационного плана он включается в состав военно-морских сил Черного моря.
18.07.1914 г. принят от погранстражи Морским ведомством, 26.07.1914 г. включен
в состав Охраны Севастопольских рейдов. В мае 1918 г. захвачен в Севастополе германскими
войсками, к декабрю 1918 г. находился в Керчи под контролем Белой армии, в марте
1919 г. - в Геническе под контролем Красной армии, с июня 1919 г. вновь захвачен
Белой армией, перешел в Новороссийск, с 27.03.1920 г. под контролем Красной армии.
17.12.1920 г. включен в состав морских сил Черного моря в качестве посыльного
судна. В 1921 г. на крейсере был проведен капитальный ремонт. 20.06.1921
г. объявлен в составе плавсредств Госсудоподъема. В декабре 1921 г. был передан
в аренду трудовой артели "Абхазия". С 22.11.1923 г. входил в состав
4-го отряда Черноморской морпогранохраны, базировался в Батуми. С 1924 г. входил
в состав Черноморской экспедиции ЭПРОН. С 1939 г. у Сухумского портоуправления.
С 13.12.1924 г. - получил название "Красный Аджарец", затем - "Аджарец". 23.06.1941
г. "Аджарец" был мобилизован и зачислен в состав Черноморского флота
в качестве спасательного судна отряда судов ЭПРОН Одесской ВМБ ЧФ. Участвовал
в обороне Одессы, до последних дней обороны города нес боевое дежурство в порту.
16.10.1941 г. вышел в открытое море. Он был последним судном, оставившим Одесский
порт. Однако пройдя 12,4 каб. на северо-восток от мыса Ланжерон, ввиду
полученных повреждений от ударов авиации противника и невозможности следовать
дальше, он по приказу командования, был подорван экипажем и затонул. По
окончании боевых действий был поднят, и 13.03.1946 г. зачислен в состав АСО ЧФ.
12.02.1949 г. исключен из состава ВМФ, затем передан ММФ и вошел в состав плавсредств
Сухумского торгового порта как буксирный пароход. В декабре 1950 г. поставлен
на капитальный ремонт в Туапсе. По состоянию на 01.01.1954 г. числился в ремонте
с неопределенным сроком окончания. Дальнейшая судьба не установлена. Этим
судном в разное время командовали: - капитан А.М. Петрович; - ротмистр
П.З. Худынцев; - старший лейтенант К.А. Киткин. - Е.В. Клименко. |