ТТД:
Водоизмещение: 195 т.
Размеры: длина - 31,05, ширина - 5,85 м, осадка
- 3,5 м.
Скорость полного хода: 9,5 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль при 6 узлах.
Силовая установка: котломашинная, 370 л.с.
Вооружение: первоначально - 1х1 120-мм и 1х1 75-мм
орудия; с 1941 г.: 2х1 12,7-мм и 1х1 7,62-мм пулеметы.
Экипаж: 40 чел. (с 1921 г. - 21 чел.)
История судна:
Мобилизованный буксир
Буксирный пароход "Мстислав Удалой"
Русского Дунайского пароходства, построенный в
1902 г. Саутшилдсе (Англия), порт приписки - Одесса.
22.04.1915 г. призван по военно-судовой повинности
и зачислен в состав Дунайской транспортной флотилии
(ЭОН) в качестве портового судна. Участвовало
в 1-й мировой войне, использовалось для обеспечения
боевых действий сухопутных войск Румынского фронта.
17.01.1918 г. вошло в состав Красного ЧФ, но
28.03.1918 г. было захвачено в Одессе австро-германскими
войсками и в ноябре 1918 г. возвращено прежним
владельцам. 06.04.1919 г. после освобождения Одессы
частями РККА национализировано, но 23.08.1919
г. захвачено белогвардейцами и вновь возвращено
акционерам Русского Дунайского пароходства.
07.02.1920 г. после установления Советской власти
в Одессе судно вновь национализировано и передано
Черномортрану НКПС, а 11.08.1920 г. мобилизовано,
поставлено на вооружение и зачислено в состав
ДОТ МСЧМ в качестве канонерской лодки. С 22.08.1920
г. - Канонерская лодка №6, а с 01.01.1921 г. -
Канонерская лодка №2.
29.05.1921 г. разоружена и исключена из списков
судов РККФ в связи с передачей Черноморской партии
Госсудоподъема для использования в качестве буксира.
С 29.05.1921г. - снова "Мстислав Удалой",
а с 17.03.1922 г. - судно получило название "Алупка".
Буксир "Алупка" находился сначала в
подчинении НКПС, с 30.01.1931 г. - Наркомвода
и с 09.04.1939 г. - НКМФ. Судно прошло капитальный
ремонт в 1929 г.
В период 08.07-12.09.1940 г. в качестве буксира
боновой партии входил в состав плавсредств Одесской
ВМБ ЧФ.
09.07.1941 г. был снова мобилизован, принят от
НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавсредств
ОХР Новороссийской ВМБ ЧФ.
Участвовал в Великой Отечественной войне: охрана
рейдов и гаваней, воинские перевозки на малоземельский
плацдарм, обеспечение боевых действий сил флота.
30.11.1944 г. был исключен из списков судов ВМФ
в связи с возвратом Черноморскому государственному
морскому пароходству.
23.03.1946 г. поступил в подчинение ММФ, 15.03.1953
г. - ММРФ и 25.08.1954 г. - вновь ММФ.
В 1960-х гг. выведен из эксплуатации, исключен
из списков судов ММФ и сдан "Главвторчермету"
для демонтажа и разделки на металл.
|