ТТД: Водоизмещение: 4800 т. Размеры: длина - 111,1
м, ширина - 15,7 м, осадка - 6 м. Скорость полного хода: 10,5 узлов.
Силовая установка: дизельная, 1800 л.с. Грузоподъёмность: 3500 брт. Экипаж:
40 чел. История судна: Мобилизованный грузовой теплоход Перед
войной судостроительный завод имени 61 коммунара в Николаеве построил два однотипных
сухогруза-рудовоза. Назвали их в соответствии с духом тех времен: "Коллективизация"
и "Индустриализация". Оба были переданы Азовскому пароходству. Однако
в историю флота они вошли совсем под другими названиями: 07.06.1939 г. после гибели
летчиков-героев Полины Осипенко и Анатолия Серова, сухогрузы получили их имена:
"Индустриализацию" переименовали в "Полину Осипенко", "Коллективизацию"
- в "Анатолия Серова". Грузовой теплоход "Анатолий Серов"
был построен на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве (строительный
№218). Спущен на воду в 1934 г., окончен постройкой в 1939 г. Вошел в состав Азовского
государственного морского пароходства. Участвовал в Керченско-Феодосийской
25.12.1941 - 02.01.1942 гг. десантной операции в качестве транспорта. Весной 1942
г. осуществлял рейсы в осажденный Севастополь, в течение апреля-мая доставил туда
5593 тонны продовольствия, 238 тонн боеприпасов, 1000 тонн оружия и амуниции. С
18.04.1942 г. по 21.03.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве
военизированного судна. Только за первые 13 месяцев войны теплоход "Анатолий
Серов" прошел 10280 миль, перевез 7669 тонн боеприпасов, свыше 650 танков
и орудий, около 52000 тонн продовольствия и военного снаряжения, эвакуировал 7430
мирных жителей и 11120 раненых. 08.04.1949 г. следуя из порта Поти с грузом
руды на Измаил, теплоход "Анатолий Серов" (капитан Григорий Аваков)
в районе крымского мыса Тарханкут наткнулся на одну из невытравленных гитлеровских
мин. Она была настолько мощная, что судно сразу же ушло под воду. Этому еще в
какой-то степени способствовало то, что судно было предельно загружено, так как
по пути следования пришлось отгрузить на теплоход часть груза с судна, севшего
на мель. Ледокол "Торос" подошел к месту катастрофы через два
часа после случившегося. Его капитан радиограммой информировал начальника пароходства
о результатах спасательной операции и о том, что показал опрос спасенных членов
экипажа. Из этой информации следовало, что взрыв мины произошел в 8.30 в районе
четвертого-пятого трюмов. Судно ушло под воду через две минуты после взрыва с
креном на правый борт. Шлюпки спустить не успели, они были сбиты волной. Первоначально
за шлюпки удерживались 15 человек. Но моряков, закоченевших и обессиленных, смывало
штормовой волной. Спасены были лишь семь человек из 40, находившихся на борту
"Анатолия Серова". |