ТТД: Водоизмещение: 5096 т. Размеры: длина - 106,7
м, ширина - 12,1 м, осадка - 6,4 м. Скорость полного хода: 13,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: паровая машина,
2300 л.с. Экипаж: 266 чел. История судна: Мобилизованное
транспортно-пассажирское судно Пароход "Thuringia" был построен
1870 г. на судоверфи "Caird & Со"для германской судоходной компании
HAPAG в Гриноке (Англия). Принимал на борт 102 пассажира в каюты 1-го класса,
136 - 2-го класса и 620 - 3-го класса. 27.10.1870 г. он вышел в первый пробный
рейс. В 1877 г. на судне установили новую паровую компаунд-машину мощностью 2300
л.с. В дальнейшем он был куплен за 65000 фунтов стерлингов для создаваемого
Добровольного флота. 16.06.1878 г. пароход пришел с германским экипажем в Кронштадт,
где получил название "Петербург". На нем сразу же начались работы по
переоборудованию и вооружению. 03.07.1878 г. "Петербург" зачислили в
состав Балтийского флота в качестве крейсера. Однако в связи с изменением военно-политической
обстановки в Европе "Петербург" 21.07.1978 г. исключили из состава флота
и 01.08.1878 г. августа возвратили Доброфлоту. В 1879 г. пароход эксплуатировался
на Черном море в интересах Военного ведомства, перевозя новобранцев и отпускников
между русскими и болгарскими портами. По окончании летней навигации 10 августа
того же года вышел в Марсель на верфь "Forges et Chantiers de la Mediterranee".
Там на судне были произведены работы по приспособлению парохода к военным целям
и его использованию в случае войны в качестве крейсера. 15.03.1880 г. пароход
отправился в свой первый рейс на Дальний Восток. В декабре 1880 г. снова привлечен
к военной службе. Использовался как угольный транспорт при Тихоокеанской эскадре
адмирала Лисовского вплоть до 15.03.1881 г. Начиная с 1881 г. регулярно
ходил в Китай за чаем. После продажи парохода "Нижний Новгород" его
переоборудовали для перевозки ссыльнокаторжных. В 1890 г. очередным рейсом из
Одессы доставил каторжан на пост Корсаковский. В январе 1893 г. в Николаеве был
передан Морскому ведомству, однако исключен из состава Доброфлота только 17.03.1893
г. 01.05.1893 г. под названием "Березань" он был зачислен в состав
Черноморского флота в качестве учебного судна (вооружение: восемь 75-мм и два
37-мм орудия, четыре пулемета; экипаж - 266 человек). Оно обслуживало Минную школу
Черноморского флота. В 1907 г. судно в севастопольском Лазаревском адмиралтействе
прошло капитальный ремонт. На "Березани" установили шесть исправленных
котлов, снятых с броненосца "Синоп". Мощность механизмов возросла до
3200 л.с, а скорость - до 13,8 уз. За счет появления третьей дымовой трубы изменился
силуэт. 29.01.1909 г. "Березань" перечислили в транспорт-базу школы
подводного плавания. Как конвоир подлодок корабль принимал 50 т питьевой и 350
т котельной воды, шесть торпед и большой запас снарядов. На нем могли разместиться
по два гидроаэроплана и моторных катера. Мощная радиостанция позволяла вести переговоры
между Севастополем и Батумом. Во время Первой мировой войны с 25.11.1916
г. "Березань" использовалась в качестве посыльного судна в составе Черноморской
подводной бригады. С 29.08.1917 г. входила в состав плавсредств Учебного отряда,
с 16.12.1917 г. - в состав Красного ЧФ, а с 20.03.1918 г. находится в Севастопольском
военном порту на хранении. 17.04.1918 г. англичане подорвали на судне крышки цилиндров
высокого давления паровой машины. "Березань" зачислялась в состав
Морских сил Юга России, во время эвакуации Крыма была оставлена в Севастополе.
С декабря 1920-го использовалась красными в качестве несамоходной плавбазы дивизиона
сторожевых катеров и катеров-истребителей, с августа 1921 г. приписана к дивизиону
подлодок. 01.10.1929 сдана в порт на хранение. В 1931 г. переоборудована в плавказарму
подплава. В таком виде эксплуатировалась до 1941 г. |