ТТД:
Водоизмещение: 24900 т.
Размеры: длина - 209,7
м, ширина - 25,1 м, осадка - 8,32 м.
Скорость полного хода: 21,3 узла.
Дальность плавания: 10100 миль при 18 узлах.
Силовая установка: ГТУ (ТУК), 60000 л.с., 2 вала.
Грузоподъемность: топливный бункер на 2500 тонн, 1600 тонн воды, 900 тонн сухого
груза.
Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, 4х6
30-мм артустановки АК-630, 1х2 ЗРК "Оса-М"
(20 ракет), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000, 2
вертолета Ка-27.
Экипаж: 290 чел.
История корабля:
Корабль комплексного снабжения проекта 1833.
Выход оперативных соединений в удаленные районы
Мирового океана потребовал не только снабжения
их всем необходимым в этих районах, но и создания
специальных кораблей, способных действовать в
их составе и во время боевых действий, постоянно
обеспечивая их всеми видами снабжения и боеприпасами.
Исходя из принятого сценария боевого применения,
в 60-х годах вначале рассматривались лишь скоротечные
боевые столкновения с применением ракетного оружия,
пополнение которого на кораблях второго послевоенного
поколения в море не предусматривалось. Фактически,
таким
кораблям были необходимы только танкеры.
Только в середине 70-х годов, когда сценарий
изменился (стал рассматриваться вариант длительного
несения т.н. "боевой службы" и ведения
боевых действий оперативными соединениями), возникла
необходимость в кораблях комплексного снабжения.
Кроме того, корабли третьего и последующих поколений
уже были приспособлены для приема боезапаса на
ходу в море.
Тактико-техническое задание на разработку такого
корабля - корабля комплексного снабжения (ККС)
было выдано ВМФ в 1967 году в ПКБ "Черноморсудопроект"
в г.Николаеве. Главным конструктором был назначен
Д.С.Шиманов, главным наблюдающим от ВМФ - капитан
2 ранга Б.Ф.Телегин.
На этот ККС, получивший проектный номер 1833,
возлагалось обеспечение кораблей зенитными ракетами,
противолодочным, артиллерийским и авиационными
боеприпасами, материально-техническими средствами,
запасными частями различного назначения, продовольствием,
водой и топливом. Передача указанных предметов
снабжения могла осуществляться на ходу 12-18 узлов
и волнении моря до 5 баллов. Для этого корабль
был оборудован канатной дорогой - для передачи
сухих грузов массой до 2.5 т, и устройством для
передачи жидких грузов - траверзным и кильватерным
способами производительностью 130 т/час. Кроме
того, для подачи грузов могли использоваться и
вертолеты типа Ка-27, для которых в корме была
оборудована площадка и имелся ангар. Кроме перевозимых
грузов была предусмотрена перевозка личного состава
в количестве 182 человек для смены или пополнения
экипажей боевых кораблей в море.
В качестве оружия самообороны на корабле было
размещено: ЗРК СО "Оса-М", две 57-мм
артустановки АК-725 с РЛС управления "Барс",
четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управле-
ния "Вымпел" и две РБУ-1000.
Полное водоизмещение корабля составляло 24 900
тонн, скорость полного хода составляла около 21
узла, а дальность плавания 10 100 миль со скоростью
18 узлов. Автономность достигала 90 суток. Главная
энергетическая установка двухвальная газотурбинная
с теплоутилизационным контуром по схеме пр.1164,
но с одним газотурбинным двигателем мощностью
в 15 000 л.с. на каждый вал.
По этому проекту в 1978 году в г.Николаеве на
ССЗ им. 61 Коммунара был построен только
один ККС "Березина". Полагали, что проведя
опытную эксплуатацию корабля, удастся выработать
более грамотные требования к серийным кораблям
данного класса.
Корабль комплексного снабжения "Березина"
был заложен 18.08.1972 г. на заводе им. 61 коммунара
в Николаеве, спущен на воду 20.04.1975 г. Приемный
акт о приеме корабля в состав ВМФ был подписан
30.12.1977 г. 17.07.1977 года ККС впервые начал
плавание и 03.08.1977 года впервые вошел в главную
базу КЧФ - Севастополь.
На счету корабля с 1978 года
по 1991 год - 9 боевых служб Атлантическом, Индийском океане и Средиземном море.
За время боевых служб ККС "Березина" прошел около 95000 миль и была
на ходу 365 суток."Березина" посетила иностранные порты: Тартус, Аден, Пирей,
Варна.
В 1993 году был выведен в резерв, так как от
планируемого перевода данного корабля на Тихий
океан отказались. Последний выход в море с целью
проверки действия корабельных механизмов корабль
"Березина" совершил 24.05.1995 года.
С 01.12.1997 г. корабль был переведен в класс
МТВ (морской транспорт вооружения) с гражданским
экипажем и использовался как плавсклад.
В 2000 году корабль
был сдан на слом.
Кораблем комплексного снабжения "Березина"
командовали:
- капитан 1 ранга Батурин В.П. (1975-1981 гг.);
- капитан 2 ранга Черемушкин В.А. (1981-1986 гг.);
- капитан 2 ранга Гайтов Ц.Б.(1986 г.);
- капитан 1 ранга Ларионов В.И. (1986-1996 гг.);
- капитан 1 ранга Супрун В.Н. (1996-1997 гг.);
- капитан 1 ранга Айриян Г.С. (1997 г.);
- капитан дальнего плавания Петров В.В. (с 01.12.1997
г. и по списание).
|