ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина - 73,53 м,
ширина - 10,97 м, осадка - 5,18 м. Скорость полного хода: 9,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: котломашинная, 600
л.с. Экипаж: - чел. История судна: Мобилизованный грузовой
пароход Грузовой пароход "Bianka" был заложен в 1898 г. на верфи
Генри Коха в Любеке (строительный №113) по заказу германского судовладельца Адольфа
Кирстена из Гамбурга. Спущено на воду 08.11.1899 г., передано заказчику 31.12.1899
г. Судно представляло собой однопалубный двухмачтовый сухогруз с рефрижераторной
установкой. Грузоподъемность составляла 1256,95 брт. В 1903 г. судно приобрела
германская судоходная компания Theodor & F. Eimbcke из Гамбурга, эксплуатировавшая
его под прежним названием на Дальнем Востоке. В 1905 г. судно было приобрено
Морведом России для нужд Сибирской военной флотилии. Пароход под прежним названием
совершал рейсы в Находку и Николаевск-на-Амуре. В апреле 1906 г. пароход
за 200 тыс. рублей приобрело Товарищество пароходных предприятий на Дальнем Востоке.
Судно под названием "Нева" было приписано к порту Владивосток и перевозило
рыбу и морепродукты в Японию и Китай. В 1907 г. судно было зафрахтовано для работы
на заграничных рейсах в Юго-Восточной Азии. В 1908 г. году Товарищество, испытывавшее
финансовые трудности, продало "Неву" рыбопромышленнику И. И. Эриксону,
а тот в 1909 г. перепродал её акционерному обществу "Русское Восточно-Азиатское
пароходство". В 1910 г. судно было приписано к порту Одесса, а в 1914 г.
- к порту Рига. 13.05.1916 г. призванная по военно-судовой повинности "Нева"
была зачислена в состав Балтийского флота в качестве портового судна и переименовано
в "Секрет" (командир подпоручик по Адмиралтейству С. А. Гарфильд). 05.07.1916
г. судно причислили к транспортам и присвоили №14. 11.09.1918 г. судно было
передано торговому флоту. В 1919 г. его передали Управлению морским транспортом
Балтийского моря (Балтмортран) и присвоили новое имя - "Большевик".
С сентября 1921 г. пароход совершал рейсы в порты Германии. В 1922 г. судно было
передано в Государственное Балтийское пароходство, а в 1924 г. - в Акционерное
общество "Совторгфлот" с припиской к Ленинградскому порту. В 1929
г. пароход "Большевик" перевели в Черноморо-Азовскую главную контору
Совторгфлота, а в 1934 г. передали в состав Черноморского морского пароходства
с припиской к порту Одесса. Во время Великой Отечественной войны пароход
использовался для воинских перевозок. Вошел в состав Действуйющей армии 27.07.1941
г.
16.10.1941 г. во время эвакуации Одессы "Большевик" (капитан
Э. И. Фрейман) без пассажиров и груза следовал в составе каравана в Севастополь.
В районе Каркинитского залива был атакован тремя торпедоносцами. В результате
попадания торпеды в кормовую часть в 14:00 пароход затонул. Всего погибло 16 человек,
спасено 36. |