ТТД: Водоизмещение: 22450 т. Размеры: длина - 162,3
м, ширина - 21,4 м, осадка - 9,0 м. Скорость полного хода: 17 узлов.
Силовая установка: дизельная, один дизель, 1 винт, 9600 л.с. Дальность плавания:
10000 миль при 16 узлах. Грузоподъемность: топливный бункер на 8250 тонн,
2050 тонн дизтоплива, 1000 тонн авиационного топлива, 250 тонн смазочного масла,
450 тонн питательной воды, 1000 тонн питьевой воды, 220 тонн продовольствия
Экипаж: 93 чел. История судна: Большой морской танкер пр.1599В Морские
танкеры, служившие на флоте в середине 60-х годов, уже не полностью удовлетворяли
ВМФ. Выход флота в удаленные районы Мирового океана для несения боевой службы,
а в 70-х годах и появление в его составе авианесущих кораблей пр.1143, потребовало
создание новых достаточно крупных морских танкеров. Поэтому в 1967 году
в ПКБ "Балтсудопроект" было срочно выдано ТТЗ на проектирование морского
танкера пр.1559В, создаваемого на базе танкера ММФ пр.1559. Главным конструкто-
ром был С.Н. Шумилов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Ю.Д.Макшанчиков.
Ограниченные сроки создания этого корабля привели к необходимости отступления
от многих важных требований ВМФ к кораблям такого назначения. Так, пришлось
согласиться с составом главной энергетической установки - одновальной и маломощной
(один дизель мощностью в 9 600 л.с.), обеспечивающей скорость полного хода в 16
узлов. На танкере установили устройство передачи грузов в море на ходу траверзным
способом, позволяющее выполнять грузовые операции при значительном волнении
моря. В качестве оборонительного вооружения были установлены две 57-мм артустановки
с РЛС управления "Барс" и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления "Вымпел". Благодаря
широкой номенклатуре передаваемых грузов (мазута - 8250 тонн, дизельного топлива
- 2050 тонн, авиатоплива - 1000 тонн, питьевой воды - 1000 тонн, котельной воды
450 тонн, смазочного масла (4 сортов) - 250 тонн, сухих грузов и продовольствия
по 220 тонн), этот танкер явился танкером комплексного снабжения. Головной
танкер пр.1559В "Борис Чиликин" был построен на Балтийском ССЗ в 1971
г. Всего было построено 6 таких танкеров. В процессе эксплуатации оборонительное
вооружение с них было снято, а сами они были даже перекрашены в цвет судов ММФ
с торговым флагом. Это облегчало их заходы в иностранные порты. Большой
морской танкер "Борис Чиликин" был построен на Балтийском заводе в Ленинграде,
строительный №С-611, принят в состав флота в ноябре 1970 г. Входил
в состав 9-й бригады морских судов обеспечения (БРМСО) Черноморского флота. Неоднократно
посещал зарубежные порты в составе соединений кораблей военно-морского флота:
- 14 - 19.10.1974 г. - визит в Порт-Луи (Маврикий); - 19 - 23.11.1974 г. -
визит в Дакар (Сенегал); - 12 - 19.05.1975 г. - визит в Сплит (Югославия);
- 13 - 18.06.1982 г. - визит в Луанду (Ангола); - 25.06 - 02.07.1982 г. -
визит в Лагос (Нигерия); - 20 - 24.10.1986 г. - визит в Гавану (Куба). Большой
морской танкер "Борис Чиликин" по разделу Черноморского флота 1997 г.
отошел ВМС Украины, где получил новое название - "Макеевка" (бортовой
номер U757). Впоследствии был продан, с мая 2001 г. - гражданский, с 01.11.2002
г. - гражданский танкер "Азия" (Кампучия). Был сдан на слом в 2004 г. |