ТТД: Водоизмещение: 3134 т. Размеры: длина - 103,6
м, ширина - 12,2 м, осадка - м. Силовая установка: паровая, 3127 л.с., 1
вал. Скорость полного хода: 12 узлов. Дальность плавания: 4700 миль при
12 узлах. Экипаж: 120 чел. История судна: Мобилизованное судно В
Великобритании на заводе Caird & Co. в Гриноке был заложен стальной трехпалубный
товаро-пассажирский пароход "Holsatia" вместимостью 3134 брт (строительный
№143). Спущен на воду 09.03.1868 г., Он имел железный корпус, восемь паровых
котлов, одну паровую машину мощностью 2150 и. л. с. При запасе угля 700 т и скорости
12 уз, дальность плавания составляла 4700 миль. Пароход имел две железные мачты
с парусным вооружением брига. Он мог перевозить до 740 пассажиров при собственном
экипаже в 120 чел. Судно работало на Hamburg America Line, совершая пассажирские
рейсы из Гамбурга в Нью-Йорк. Добровольный флот России приобрел это судно
"для крейсерской службы". "Holsatia" 14 июня 1878 г. прибыла
в Кронштадт и получила новое название "Россия". В Балтийский флот оно
было зачислено как крейсер I ранга, и Кронштадтский порт приступил к его переоборудованию.
На верхней палубе предполагалось разместить приобретенные в Германии три 170-мм
и два 150-мм нарезные орудия, а также две 9-фунтовые и две 4-фунтовые отечественные
пушки. К этому времени на Берлинском конгрессе были урегулированы все проблемы
русско-турецкой войны 1877-1878 гг., политическая обстановка несколько разрядилась,
надобность во вспомогательных крейсерах отпала и 21 июля "Россию", исключив
из списка судов Балтийского флота, возвратили Добровольному флоту. Пароход
переоборудовали для перевозки войск и приписали к Санкт-Петербургскому торговому
порту. Уже 1 сентября 1878 г. "Россия" прибыла в Сан-Стефано и приступила
к приемке возвращавшихся из Болгарии на родину русских войск. В октябре-декабре
пароход прошел ремонт и переоборудование для военных целей. Теперь в случае мобилизации
на верхней палубе в носовой части крейсера ставилось одно 170-мм, а в корме одно
210-мм орудие. Кроме того, в закрытой батарее, расположенной на жилой палубе,
располагались побортно четыре 150-мм орудия. После переоборудования судно
назначили для перевозки войск во Владивосток. Тогда же, в очередной раз пересмотрели
состав артиллерийского вооружения. На этот раз было решено установить по две 150-мм
пушки в носу и корме, четыре 87-мм орудия по бортам и две скорострельные пушки
Энгстрема на мостике. В мае 1880 г. все вооружение со станками, боезапасом и принадлежностями
погрузили в трюмы «России». В первое свое плавание во Владивосток "Россия"
вышла из Кронштадта 20 июня 1880 г. имея 1350 т казенного груза, две миноноски
на верхней палубе, 59 офицеров, 994 нижних чина и 19 пассажиров. Весь переход
занял 54 дня. "Россия" вернулась в Одессу с грузом чая и в дальнейшем
чередовала рейсы на Дальний Восток с перевозками по Черному морю. Поскольку
артиллерия хранилась в тесных и сырых трюмах, "для сбережения" в июне
1881 г. во Владивостоке все артиллерийское вооружение было снято и сдано на хранение
в порт. Морское министерство 14 июня 1885 года переквалифицировало "Россию"
в военный транспорт с вооружением две 152-мм пушки на деревянных станках и четыре
9-фунтовые образца 1877 г. орудия. Это вооружение было доставлено во Владивосток
и сдано на хранение в порт. Зимой 1889-90 г. на "России" были
установлены шесть новых паровых котлов и один вспомогательный, предназначавшийся
для обеспечения работы подъемных кранов и брашпиля. Паровую машину переделали,
при этом ее мощность увеличилась до 3127 и. л. с., в результате чего скорость
полного хода возросла до 14 узлов. В мае-июне 1891 г. "Россия» находилась
в Петербургском порту, принимала груз пироксилина и динамита для доставки на Дальний
Восток. Утром 26 июня судно прибыло в Порт-Саид. Около 15 часов от самовозгорания
пакли загорелся груз в переднем трюме. За деревянной перегородкой находились ящики
с патронами и запалы для орудий, ниже лежали бочки со скипидаром. Команда
действовала решительно и умело. В помощь от порта доставили три паровые помпы
и, чуть позже, еще одну с английского стационера. К семи вечера пожар был потушен.
При этом было "подпорчено" 2/3 груза. «Россия» была вынуждена идти в
Одессу и обновив груз 1 августа вышла во Владивосток. За 16 лет службы пароход
"Россия" прошел 509 тыс. миль. Требующее ремонта судно после прибытия
в Одессу 28 июля 1894 г. выставили на продажу, считая его дальнейшую эксплуатацию
коммерчески не выгодной. "Россия" перешла в Николаев, где 11 ноября
подписали акт о ее приемке в казну с переименованием в "Днестр" и передачей
Морскому ведомству. 13 ноября 1894 г. учебное судно "Днестр" было
зачислено в состав Черноморского флота с экипажем из 10 офицеров и 163 нижних
чинов. В течение зимы оно было отремонтировано. Новое учебное судно для кратковременных
перевозок по Черному морю могло принимать на борт до 2000 человек. Артиллерийского
и минного вооружения оно не имело. Кампанию 1895 г. "Днестр" начал
1 апреля, совершив переход в Севастополь, где принял для практики 228 учеников
школы машинистов и кочегаров. Затем, находясь в составе Практической эскадры,
участвовал в маневрах с высадкой десанта, перевозил грузы Военного ведомства и
закончил кампанию 21 сентября. С 1 января 1896 г. Севастопольский порт начал
на "Днестре" работы по установке электрического освещения, ремонту вспомогательного
котла и монтажу дополнительных иллюминаторов. Тогда же на транспорте смонтировали
переносную церковь. Большую часть времени "Днестр" стоял на якоре
в Севастополе, совершая короткие учебные рейсы по Черному морю, перевозя казенные
грузы и участвуя в ежегодных десантных учениях Практической эскадры. В 1901
г. "Днестр" освидетельствовала комиссия Севастопольского порта, доложившая
по инстанции что "корпус сохранился хорошо и прослужит несколько десятков
лет. Машина требует незначительного ремонта, ей предстоит долголетняя служба,
котлы через 4-5 лет необходимо заменить". При этом комиссия отметила, что
ученики машинной школы обучаются на устаревших механизмах. В течение 1903 г. была
отремонтирована паровая машина и упразднено парусное вооружение судна. В
сентябре 1904 г. "Днестр" участвовал в крупных десантных учениях Черноморского
флота, а в октябре начались работы по размещению на нем минной школы. Были установлены
два надводных траверзных 380-мм торпедных аппарата и стеллажи для хранения торпед.
В конце ноября ученики минной школы перебрались на "Днестр", который
стоял у северного берега Южной бухты Севастополя. В сложные ноябрьские дни
1905 г. офицеры пытались удержать ситуацию на судне под контролем, хотя в команде
наблюдалось определенное недовольство. Матросы "настойчиво потребовали»,
чтобы старший офицер покинул судно. Это требование было исполнено, затем 15 ноября
на "Днестр" пришли два матроса из дивизии и потребовали поднять на мачте
красный флаг в знак присоединения к восставшим, что и было выполнено командой. По
судам с красными флагами верные правительству войска открыли огонь. "Днестр"
обстреливали полевая батарея и пехота из пулемета и ружей. При первых же выстрелах
красный флаг был спущен и поднят флаг Красного Креста. Матросы стали бросаться
в воду, чтобы добраться до берега. Там их брали под арест солдаты Белостокского
полка. Обстрел "Днестра" продолжался всего 10 мин, судно получило четыре
небольшие пробоины в левом борту и мелкие повреждения рангоута. Жертв не было.
17 ноября на "Днестре" были арестованы 23 мятежника. В кампании
1906 и 1907 гг. учебное судно "Днестр" использовалось для размещения
минной школы и служило транспортом. К марту 1908 г. с него были сняты торпедные
аппараты, а в конце апреля 1908 учебное судно "Днестр" было зачислено
в состав отряда подводного плавания как база-конвоир. Затем его переклассифицировали
в блокшив №5 с переводом в действующий флот и установили на якорях в Южной бухте
Севастополя. У бортов поставлены плотики для швартовки лодок. 16.06.1915
г. блокшив №5 исключили из состава флота и сдали в порт, где использовали для
хранения мин. В конце 1916 г. он был затоплен в Трапезунде для ограждения
акватории временного Транзундского военного порта. |