ТТД: Водоизмещение: 1540 т. Размеры: длина - 62,5
м, ширина - 10,7 м, осадка - 4,3 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль на 10 узлах. Силовая установка: дизельная, 2000
л.с. Грузоподъемность: 510 тонн. Экипаж: 40 чел. История судна:
Малый морской танкер пр.1852 Обеспечение советских плавучих ракетно-технических
баз (пр.323) топливами и окислителями баллистических ракет и противокорабельных
ракет первого поколения (которые не имели ампульного хранения этих компонентов)
потребовало создания специального танкера небольшой грузоподъёмности пр.1541 (около
357 т окислителя и 152 тонн спецтоплив). Проект танкера был разработан
Приморским ЦКБ, главный конструктор П.Ф.Ванюшкин, главный наблюдающий ВМФ Л.И.Кузьменков.
Полное водоизмещение 1540 тонн, порожнем 1140 тонн. Главная энергетическая
установка - одновальная дизельная мощностью 1000 л.с. обеспечивает скорость полного
хода 12 узлов. Дальность плавания составляет 4000 миль, автономность 10 суток,
экипаж 40 человек (4 офицера). Головной танкер был построен в на судостроительном
заводе в Выборге в 1962 г. Всего было построено 9 танкеров. Переход отечественных
баллистических ракет к ампульному хранению компонентов привёл к приостановлению
дальнейшего строительства подобных танкеров. Два танкера данного проекта были
переоборудованы по пр.1852 ("Дон" - на ЧФ, "Аламбай" - на
ТОФ). Малый морской танкер "Дон" был построен на ССЗ №363 в пос.Понтонный
по исходному пр.1541 (заводской №750) в 1966 году. В июне 1967 года по внутренним
водным путям прибыл в Севастополь. Начал свою деятельность с обеспечения противолодочных
крейсеров "Москва" и "Ленинград" авиакеросином, затем обеспечивал
сдаточные испытания всех тяжелых авианесущих крейсеров, в том числе и ТАКР "Адмирал
Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов". В январе 1970 года впервые вышел
в Средиземное море на боевую службу для обеспечения ПКР "Москва". Затем
ежегодно дважды, а в 1973 году трижды выходил на боевую службу, участвовал в учении
"Океан". Участие в боевых службах закончил в 1974 г., совершив заходы
в Александрию, Порт-Саид и Мерса-Матрух. В 1979 году был переоборудован
по пр.1852 в Севастополе на заводе имени Серго Орджоникидзе, для обеспечения испытаний
подводного аппарата пр.1906. Интересной характерной деталью переоборудования стали
новые танки судна, выполненные из нержавеющей стали, что позволяло подавать топливо
самого высокого качества. С 1984 года обеспечивал сдаточные испытания ТАКР
"Адмирал Кузнецов". С 1986 года танкер перевозил автомобильный бензин
в Донузлав, порты Измаил, Одесса, Херсон, Николаев и Поти. Участвовал в учении,
в ходе которого выполнял показное мероприятие в пункте Поморце (Болгария) для
начальников штабов МО государств Варшавского Договора по заправке с танкера бензином
отмобилизованного из резерва моторизованного полка. В 1992-1993 годах танкер
принимал участие в обеспечении бензином беспричальным способом гудаутской группировки
российских войск и эвакуации Потийской ВМБ. После этого обеспечивал дизельным
топливом корабли и части Черноморского флота. Танкер входил в состав 3-й
группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную
бухту Севастополя. 05.09.2017 г. на малом морском танкере "Дон"
был спущен влаг вспомогательного флота, и судно было исключено из списков флота.
После этого судно находилось на отстое в Южной бухте Севастополе, а 16.05.2018
г. было отбуксировано в Стрелецкую бухту, где оно в августе-ноябре 2020 г. было
разделано на металл на берегу. Этим судном в разное время командовали:
- капитан Катаев Иван Петрович 1966-1969 гг.; - капитан Кононов Сергей Николаевич
1969-1972 гг.; - капитан Беляевский Александр Иванович 1972-1975 гг.;
- капитан Бородин Анатолий Юлианович 1975 - ?; - капитан Бородич Анатолий Юлианович. |