ТТД: Водоизмещение: 102 т. Размеры: длина - 18,6 м,
ширина - 4,8 м, осадка - 3 м. Скорость полного хода: 9 узлов. Силовая
установка: паровая, 120 л.с. Дальность плавания: - миль при 7 узлах. Вооружение:
2х1 76-мм орудия. Экипаж: 11 чел. История судна: Мобилизованный
буксирный пароход В 1896 г. на Одесской верфи Товарищества "Беллино-Фендерих"
по заказу Южнорусского общества плавучих элеваторов из Николаева строился стальной
одновинтовой буксирно-ледорезный пароход "Этор". Паровая машина типа
"компаунд" смешанного давления двойного расширения мощностью 120 л.с.
обеспечивала буксиру скорость хода в 9 узлов. В начале 1897 г. судно было
передано заказчику, порт приписки - Николаев. В 1911 г. буксирный пароход прошел
капитальный ремонт с заменой котла. Во время Первой мировой войны судно
привлекли по военно-судовой повинности и включили в состав Черноморского флота
как посыльное судно Отряда охраны лиманов. Вооружение судна - два 76-мм орудия. На
01.01.1918 г. "Этор" числился катером Северо-Западной части лиманов.
В мае 1918 г. судно было захвачено австро-венгерскими войсками. Позже его разоружили
и вернули прежнему владельцу. Во время Гражданской войны 15.06.1920 г.
буксир снова был мобилизован и вооружен. С 03.07.1920 г. он в качестве посыльного
судна №4 был зачислен в состав Действующего отряда Морских сил Черного моря. 08.06.1921
г. судно под прежним наименованием "Этор" передали в Управление по безопасности
кораблевождения Черного и Азовского моря (Убеко Черноаз). С октября 1921 г. буксир
числился в составе плавучих средств Госсудоподъема. 19.06.1922 г. его разоружили
и передали Госторгфлоту. Буксир снова начал служить в Южнорусском обществе плавучих
элеваторов, порт приписки - Одесса. В 1935 г. "Этор", имея на
буксире баржу, следовал из Днепро-Бугского лимана в Одессу. При выходе в море
караван попал в шторм. Ночью при сильном волнении был обнаружен крен на нос. Началось
поступление воды в машинное отделение. Несмотря на принимаемые командой отчаянные
усилия по ликвидации течи, буксир начал тонуть. С целью спасти людей машина на
"Эторе" была застопорена и буксир отрублен. Экипаж на шлюпке перебрался
на баржу. Вскоре начались работы по подъему буксира. Водолазы ЭПРОНа установили
причину гибели судна. Оказалось, что поступление воды на буксир происходило через
не закрытый с левого борта иллюминатор, через который в шторм вода попадала внутрь
судна. В результате халатности экипажа, не проверившего задрайку иллюминаторов,
буксир погиб. За допущенную беспечность капитан "Этора" был отдан под
суд. После ремонта в 1938 году буксир числился в составе судов местного транспортного
флота Одесского портоуправления как буксир для портовых работ. В начале
Отечественной войны буксир по плану мобилизации подлежал передаче боновой партии
ОВРа Главной базы Черноморского флота. Однако 07.07.1941 г. "Этор" был
включен в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления. С
приближением фронта и началом эвакуации Одессы, "Этор" 28.07.1941 г.
принимал участие в выводе из ковша судоремонтного завода имени А. Марти в море
нового сварного 5-ти тысячного плавучего дока. С августа этого же года буксир
стал нести бессменную вахту на боновых заграждениях Одесского порта. Под непрерывной
бомбежкой и артиллерийскими обстрелами "Этор" совместно с буксиром "Ульянов"
до окончания эвакуации города открывали и закрывали боны для прохода транспортов.
При оставлении Одессы выведен в Севастополь в последний момент с 75-ю краснофлотцами,
хотя изначально он предназначался к подрыву в Одессе. После ухода в Севастополь
и далее на Кавказское побережье 28.10.1942 г. "Этор" был мобилизован,
принят от НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавучих средств тыла Черноморского
флота. 24.06.1942 г. буксир переклассифицировали в катерный тральщик и после переоборудования
14.07.1942 г. его под наименованием "КАТЩ-162" включили в боевой состав
флота. С 08.02.1943 г. он входил в состав Азовской военной флотилии ЧФ. 28.03.1944
г. во время шторма "КАТЩ-162" вышел из бухты Опасной в Керченском проливе
в бухту Чушка. Сильной волной тральщик захлестнуло, и он быстро затонул. 31.05.1944
г. его исключили из состава флота. |