ТТД: Водоизмещение: 4277 т. Размеры: длина - 95,93
м, ширина - 13,5 м, осадка - 6,17 м. Скорость полного хода: 9 узлов.
Дальность плавания: миль на узлах. Силовая установка: паросиловая, 1250 л.с.
Экипаж: - чел. История судна: Мобилизованное транспортное судно Бывший
английский грузовой пароход "Antigone". Был построен в 1906 г. на судоверфи
Craig, Taylor & Co. Ltd., в Стоктоне, Великобритания. С 1928 г. под названием
"Emmy Friedrich" находился в собственности германского судовладельца,
а с 1929 г. под названием "Saida" - французского судовладельца. 04.11.1929
г. пароход потерпел навигационную аварию в Белом море. Поднят 05.12.1929 г. и
в связи с отказом владельца от спасения после ремонта передан Северной главной
конторе Совторгфлота. В середине 1930-х г. передан Черноморскому государственному
морскому пароходству. 27.07.1941 г. был мобилизован и зачислен в составе
Черноморского флота в качестве транспорта. Участвовал в доставке пополнений
в Севастополь, Керченско-Феодосийской десантной операции. 02.03.1942 г.
транспорт "Фабрициус" (капитан Григор М.И.) вышел без охранения из Новороссийска
в Камыш-Бурун, имея на борту 700 человек маршевого пополнения, 6 минометов, 1200
тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок. В 01 ч. 45 м., находясь между Новороссийском
и Анапой, "Фабрициус" был атакован с дистанции 300-500 метров немецким
самолетом-торпедоносцем Не-111. Попытка уклониться не удалась, торпеда попала
в правый борт, погибло около 10 человек. Судно не затонуло только потому,
что груз сена и бочек держал его на плаву. Капитан принял решение посадить судно
на мель. По рации были вызваны буксиры, на помощь подошел транспорт "Василий
Чапаев". Спустя 2 часа, в 150 метрах от мыса Утриш судно было посажено на
мель. Там, на мысу, экипаж похоронил пятерых своих товарищей. Моряки установили
над могилой небольшой белый обелиск. Впоследствии были предприняты попытки подъема,
но начавшийся шторм окончательно посадил судно на камни. Экипаж судна находился
на нем до августа 1942 г. Вдобавок ко всему 16.05.1943 г. из подводного
положения с расстояния в пять кабельтовых подводная лодка "М-111" под
командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова выпустила в "Фабрициус"
две торпеды, приняв его за вражеский корабль. После войны судно по частям
было поднято Аварийно-спасательно службой Черноморского флота, однако на месте
гибели судна и сейчас можно увидеть обломки носовой части "Фабрициуса"
(два якорных клюза), много фрагментов корпуса корабля. |