ТТД: Водоизмещение: 155 т. Размеры: длина - 24,5 м,
ширина - 5,3 м, осадка - 2,66 м. Скорость полного хода: 10,5 узлов. Дальность
плавания: 600 миль на 7,5 узлах. Силовая установка: паровая машина двойного
расширения, 240 л.с., 1 вал. Экипаж: 10 чел. История судна:
Мобилизованный буксир-ледокол типа Удалец Принадлежит к серии портовых ледокольных
буксиров типа "Удалец", строившихся с 1889 г. по 1914 гг. в России,
Финляндии и Швеции. Всего в период с 1895 по 1914 гг. было построено не менее
38 судов типа "Удалец". В 1914-1916 гг. вступили в строй еще 8 подобных
буксиров, переоборудованных в тральщики. Корпус буксира стальной, клепанный,
с ледокольным форштевнем, разделялся 4 водонепроницаемыми переборками на 5 отделений.
Силовая установка - паровая машина двойного расширения, с цилиндрическим двухтопочным
котлом, работающая на 1 вал с четырехлопастным винтом фиксированного шага. Буксир-ледокол
"Фанагория" был построен в 1903 г. в Николаеве Обществом судостроительных
и литейных заводов. В 1917 г. был переклассифицирован в сторожевой корабль
и переименован в "Емельян Пугачев". В составе Красной Азовской
флотилии "Емельян Пугачев" участвовал в операции по ликвидации десанта
генерала Улагая на кубанской стороне моря, в постановке минных полей у входа в
Керченский пролив, а также вместе с другими судами принимал участие в морском
сражении. После окончания гражданской войны все судно было были передано
Черноморскому флотуно уже в 1921 г. буксир был передан в порт Мариуполь, где он
был снова переименован в "Фанагорию". Затем буксир бы передан в Ростовский
порт. 21.11.1941 г. немецкие войска заняли Ростов-на-Дону, и буксир был
уведен командой в дальний ковш и там затоплен. Однако закрепиться в Ростове немцам
не удалось. 29.11.1942 г. их выбили из Ростова, а на следующий день экипаж "Фанагории"
вернулся и с помощью портовых властей приступает к подъему своего судна. 12.12.1941
г. "Фанагория" вступает в строй и обеспечивает проводки, взламывает
лед, буксирует баржи, выполняет роль пожарного судна. Вторично немцы заняли
Ростов-на-Дону 23.07.1942 г. На этот раз экипаж "Фанагории" увел ее
в отдаленный ковш, снял с машины наиболее ценные детали и затопил ее, опустив
на дно и снятые детали. Вторично немцы задержались в Ростове до 14.02.1943 г.
Вместе с наступавшими войсками в город вернулась и часть экипажа "Фанагории".
Поднять судно удалось в августе месяце. В дальнейшем судно приняло участие
в Великой Отечественной войне. Участвовало в Керченской морской десантной операции,
сделав шестьдесят рейсов под обстрелами и налётами авиации. Перевозили подкрепления
и боеприпасы, увозили раненых. Буксир-ледокол "Фанагория" проработал
в Ростовском порту и на нижнем Дону в составе Азовского морского пароходства более
60-ти лет, и была списана в металлолом в апреле 1967 г. |