ТТД: Водоизмещение: 7865 т. Размеры: длина - 118,9
м, ширина - 13,7 м, осадка - 7,7 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Силовая установка: 1 паровая машина мощностью 3400 л.с., 1 вал. Грузоподъемность:
3276 тонн. Экипаж: 51 чел. История судна: Мобилизованный
грузо-пассажирский пароход Стальной товаропассажирский пароход "Император
Николай II" был заложен по заказу РОПиТа в Дамбартоне, Шотландия, компанией
William Denny & Bros. на судоверфи Leven Shipbuiding Yard (заводской №510).
Спущен на воду 10.08.1895 г., и в том же году передан заказчику. Прибыл 03.11.1885
г. в Одессу. Пароход имел грузоподъемность 240 тыс. пудов (3276 т), 61 место
I класса, 39 - II классса и 305 мест III класса. Порт приписки - Одесса (под №49).
Пароход первоначально поставили на самую престижную линию тех лет Одесса
- Констанца - Александрия. В 1897-98 гг. использовался для перевозки переселенцев
на Дальний Восток по фрахту МВД. 15.07.1900 г. зафрахтован Военным ведомством
для доставки армейских подкреплений во Владивосток, вышел из Одессы 23.0.1900
г., приняв на борт 24 офицеров, 606 "нижних чинов", 36 человек медицинского
персонала РОКК и военные грузы, которых доставил к 08.09.1900 г.; затем, приняв
отправленных в запас, вернулся в Одессу. В 1906 г. судну пришлось срочно
отправиться на ремонт - не обратить внимание на судно с таким названием революционеры
1905 года просто не могли. Кочегар-анархист Лаврушин пронес взрывное устройство
с часовым управлением и взорвал его в декабре 1906 года. Бомба повредила машинное
отделение и обшивку - к счастью для судна, незначительно. Но ремонт занял определенное
время и нанес РОПиТу денежный ущерб. Осенью 1909 г. его превратили в выставочное
судно - плавучий павильон с образцами или моделями изделий русской промышленности
и ремесел. 09.12.1909 г. судно вышло из Одессы и после захода в Ялту, где его
посетил император, отправилось по маршруту Варна - Бургас - Константинополь (Стамбул).
В турецкой столице судно задержалось дольше запланированного - пришлось принять
70 тысяч посетителей. 25.02.1915 г. судно было мобилизовано и вошло в состав
Черноморского флота как Транспорт №29 "Император Николай II". Входил
в состав отряда транспортов Транспортной флотилии Черного моря. Участвовал в войсковых
перевозках флота в I мировую войну. После Февральской 1917 г. революции
был переименован в "Вече". 16.12.1917 г. отошел к Красному ЧФ,
однако в мае 1918 г. вместе с флотом был захвачен германским интервентами, затем
белыми, и в 1919 г. был возвращен правлению РОПиТа. В 1920 г. в целях предотвращения
его угона за границу был затоплен подпольщиками в акватории Одесского порта. После
освобождения Одессы Красной армией был поднят, отремонтирован и переименован в
"Ильич"; в пробный рейс вышел 27.12.1921 г.; с 25.07.1922 г. поставлен
на Крымско-Кавказскую линию, с 1924 г. - на дореволюционную линию Одесса - Александрия;
состоял в Черноморской конторе А/О "Совторгфлот", затем - в ЧГМП. В
зиму 1925/26 г. прошел кап.ремонт и замену котлов в Англии, по возвращении был
поставлен на экспрессную пассаж. линию Одесса-Батум, но выходил и за Босфор. 13.12.1931
г. в сильный шторм был фактически выброшен на скалы вблизи острова Буюк-Сагиб
в Эгейском море, к 18.12. спасен бригадой ЭПРОНа, прибывшей на ледоколе "Торос"
и спасательных буксирах, к 02.01.1932 г. отбуксирован ими в док Стамбула, к 09.01.
- в Севастополь для полного ремонта; восстановлен к октябрю 1932 г. В 1935
г. переведен на Дальний Восток, вошел в ДГВМП и был поставлен на линию Владивосток
- Советская Гавань - Петропавловск-Камчатский. Осенью 1938 г., во время вооруженного
конфликта с Японией у оз.Хасан, был мобилизован в ОКДВА, переоборудован в госпитальное
судно и вывозил раненых из Посьета во владивостокские госпитали. В годы
Великой Отечественной войны "Ильич" совершал грузовые рейсы между Владивостоком
и портами США. 17.04.1944 г. затонул в Портленде во время ремонта по вине
администрации порта и был передан в разборку (в порядке компенсации за него Советскому
Союзу передали два парохода, получившие названия "Урал" и "Михаил
Ломоносов"). |