ТТД: Водоизмещение: 16000 т. Размеры: длина - 140
м, ширина - 17,12 м, осадка - 8,6 м. Скорость полного хода: 11,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: дизельная, 2800
л.с., 2 вала. Грузоподъемность: 10000 т. Экипаж: 29 чел. История
судна: Мобилизованный танкер Еще не была завершена постройка первых
отечественных танкеров "Азнефть" и"Грознефть", а жизнь страны
требовала скорейшего увеличения танкерного флоте. В связи с этим 07.11.1925 г.
на судостроительном заводе в Николаеве было заложено головное судно "Эмбанефть"
серии из шести танкеров. Первое судно сдали в 1929 г. Однако по некоторым причинам
постройка судов серии задержалась, и последний танкер "Донбасс" был
сдан только в 1938 г. Постройка осуществлялась под наблюдением Регистра СССР. Корпус
судна был построен по продольной системе и имел 20 танков и 20 летних цистерн
для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак,
полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. Вне танков корпус
построен по поперечной системе по правилам Английского Ллойда. По всей длине машинного
отделения суда имели двойное дно. В средней надстройке по бортам располагались
6 одноместных кают для помощников капитана, механиков и одна двухместная - для
практикантов. В средней части находились кают-компания, каюты первого помощника
капитана и старшого механика. Здесь же были каюта буфетчика, буфет, канцелярия,
санблок и помещение для аварийного агрегата. На шлюпочной палубе находились каюта
капитана, радиостанция, каюта радиста и лоцманская каюта. В полуюте располагались
каюты команды, кабинет старшего механика, столовая команды и помещение для сухой
провизии. На нижней палубе над ахтерликом были рефрижераторная кладовая и углекислотная
рефрижераторная установка холодопронзводицельностью около 7000 ккал/ч. Рулевая
машина - электрическая мощностью 17,6 кВт. Запасный рулевой привод паровоздушный
ручной Системы Девиса. Кормовой шпиль также электрический с двигателем мощностью
40 кВт. Расположенный на баке сухогрузный трюм обслуживался двумя электролебедками
с двигателями мощностью по 11 кВт. Грузовые и зачистные насосы находились
в специальном отделении е носовой части судна. Два грузовых электрических насоса
имели подачу по 250 т/ч при напоре 50 м вод.ст. Мощность электродвигателей по
62,5 кВт. Два эачистных поршневых электронасоса с вертикальными двигателями и
редукторами имели подачу по 65 т/ч при напоре 50 м вод. ст. Мощность двигателей
по 18,4 кВт. На судах было установлено по два главных четырехцилиндровых
двигателя мощностью по 1030 кВт (1400 л. с.) при частоте вращения 110 об/мин.
Двухтактные, компрессорные, крейцкопфные, реверсивные двигатели типа "Зульцер"
были построены Николаевским судостроительным заводом. Диаметр цилиндров 600 мм
при ходе поршней 1060 мм. Смазка цилиндров и компрессоров осуществлялась посредством
лубрикаторов, смазка движущихся частей - циркуляционная. Двигатели охлаждались
забортной водой. От коленчатого вала двигателя приводились продувочный
насос, компрессор, который мог обеспечивать оба двигателя при мощности 75 % номинальной,
насос системы охлаждения, масляный и трюмный насосы. Каждый двигатель имел валоповоротиый
привод с электродвигателем мощностью 3,3 кВт. Изготовление двигателей велось под
наблюдением Регистра СССР. Подшипники были залиты баббитом, дейдаудные трубы -
стальные. К дейдвудным трубам подводились охлаждающая вода и смазка. Гребные винты
четырехлопастные, стальные, цельнолитые. Электрическая станция состояла
из трех дизель-генератор-компрессоров. Генераторы постоянного тока напряжением
120 В мощностью 100 и 65 кВт приводились от двигателей типа "Зульцер"
с частотой вращения 300 об/мин, а генератор мощностью 32 кВт также постоянного
тока напряжением 120 В - от двигателя типа "Дейц" с частотой вращения
430 об/мин. Кроме того, имелся аварийный агрегат, состоявший из дизеля мощностью
6 кВт, генератора и компрессора. Дизель имел частоту вращения 1000 об/мин и запускался
вручную. Котельная установка располагалась на платформе машинного отделения.
Она состояла из двух вспомогательных котлов с мазутным отоплением и двух утилизационных.
Вспомогательные котлы огнетрубные, оборотные, утилизационные, вертикальные. Все
котлы рассчитаны на давление 0,6 МПа. Котельная установке обеспечивала отопление,
подогрев груза и подогрев воды в балластных танках. На судах имелись электроприводные
насосы, находившиеся в машинном отделении и в других отсеках. Среди них - поршневой
трюмный насос с подачей 35 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя
5,9 кВт; носовой поршневой балластно-пожарный насос с подачей 80 т/ч при напоре
30 м вод. ст. с мощностью двигателя 29 кВт; топливоперекачивающий насос с подачей
15 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 33 кВт; балластно-пожарный
центробежный насос с подачей около 100 т/ч при напоре 75 м вод. ст. с мощностью
двигателя 44 кВт и др. Танкер "Урал" (серийный, типа "Эмбанефть")
был построен на судостроительном заводе им. А.Марти в Николаеве в 1934 г. Вошел
в состав пароходства "Совтанкер", порт приписки - Туапсе. В 1934
г. получил новое название - "Иосиф Сталин". Начало Великой Отечественной
войны застало танкер в Туапсе. В конце октября 1941 г. "Иосиф Сталин"
участвовал в проведении эвакуации из Керчи. На нем на восток было вывезено большое
количество различных грузов. Танкер использовался также при эвакуации через Камыш-Бурун
заводского громоздкого оборудования и готовой продукции Керченских заводов. После
этого он простоял больше года в Батуми, так как его боялись выпускать в море.
Все понимали, что случится, если танкер с таким названием погибнет, но военная
необходимость заставила использовать и его. С 18.04.1942 г. по 27.07.1944
г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна. 18.11.1943
г. танкер был торпедирован германской подводной лодкой "U-18" в районе
Лазаревского. Был сильно поврежден, однако сохранил ход 6 узлов и вернулся на
внешний рейд порта Туапсе. 20.11.1943 г. танкер, буксируемый для увеличения скорости
морским буксиром "ЧФ-2", с охранением, усиленным базовым тральщиком
"Щит", вышел в Батуми, куда прибыл 21.11.1943 г. В конце 1943
г. чтобы обезопасить стоянку судов в устье реки Хопи от "тягунов"поврежденные
танкеры "Иосиф Сталин" и "Советская нефть" посадили на грунт
параллельно друг другу. Всего за время войны судносовершило 97 боевых рейсов по
Черному морю. 25.09.1944 г. танкер "Иосиф Сталин" снова включили
в состав возрожденного пароходства "Совтанкер". С 1953 г. судно эксплуатировалось
в составе ЧГМП. 01.12.1961 г. судно было переименовано в "Николаев",
порт приписки - Новороссийск. В 1966 г. судно было списано. |