ТТД: Водоизмещение: 10675 т. Размеры: длина - 97,2
м, ширина - 11,3 м, осадка - 6,7 м. Скорость полного хода: 15 узлов.
Силовая установка: паровые машины общей мощностью 13500 и.л.с., 2 вала. Грузоподъемность:
4250 тонн. Экипаж: - чел. История судна: Мобилизованный грузо-пассажирский
пароход Стальной товаропассажирский пароход "Херсон" был заложен
по заказу Добровольного флота в Ньюкасле-на-Тайне, Шотландия, компанией R. &
W. Hawthorn, Leslie & Co. Limited на судоверфи Hebburn Shipbuiding Yard (заводской
№331). Спущен на воду 19.10.1895 г., и в мае был 1896 г. передан заказчику. Пароход
имел грузоподъемность 258 тыс.пудов (4250 т), каюты на 24 и 60 мест I и III классов
и общие помещения на 1360 "палубных" пассажиров. Порт приписки - Одесса
(под №62). В 1897-1900 гг. по фрахту Главного штаба Военного ведомства
России перевозил войска и военные грузы на Дальний Восток (а также ок. 26.3.-
6.4.1897 г. - на остров Крит; в 1898 г. войска и грузы для Квантунской крепостной
артиллерии - в Порт-Артур); в один рейс принимал свыше 1500 "нижних чинов".
В 1900 г., во время "боксерского" восстания в Китае, был мобилизован
Главным штабом Военного ведомства и, взяв на борт армейские подкрепления - 16
офицеров и 1540 "нижних чинов", а также 6 врачей, 19 сестер милосердия
и 37 "штатских" - 03.08.1900 г. вышел из Одессы на Дальний Восток; 21.09.1900
г. прибыл в Порт-Артур, где сдал часть пассажиров, а 25.09.1900 г. во Владивостоке
- остальных. Подлежал отходу обратно с эвакуируемыми, но 05.10.1900 г. был задержан
Морским ведомством и два месяца находился в его распоряжении; освобожден к началу
декабря и 10.12.1900 г. вышел в Одессу с демобилизованными, приняв 64 офицера
и 1470 "нижних чинов", которых доставил частично в Феодосию (21.01.1901
г.), частично, через неделю, в Одессу. В следующем году 01.05.1901 г. по фрахту
Военного ведомства вновь вышел на Дальний Восток, приняв около 1,5 тыс. новобранцев;
доставил их во Владивосток и 14.06.1901 г., приняв свыше 600 уволенных в запас,
вышел в Порт-Артур, где принял еще столько же и 28.06.1901 г. отошел в Одессу,
прибыв в нее 11.08.1901 г. 02.09.1903 г. переведен от Добровольного флота
в Морское ведомство и зачислен в Балтийский флот в качестве транспорта, с переименованием
к 04.10.1903 г. в "Лена". Во время Русско-японской войны был вооружен,
переоборудован во вспомогательный крейсер и весной 1904 г. вышел для действий
на коммуникациях противника в Тихом океане, но из-за несправностей котлов был
вынужден зайти в САСШ, где был интернирован до окончания войны. По возвращению
в Россию был разоружен и передан от Морского ведомства новому МТиПу, а от него
18.11.1906 г. обратно правлению Добровольного флота, где ему вернули название
"Херсон". 12.03.1915 г. судно было мобилизовано и вошло в состав
Черноморского флота как Транспорт №73 "Херсон". Входил в состав отряда
транспортов Транспортной флотилии Черного моря. Участвовал в войсковых перевозках
флота в I мировую войну. 16.12.1917 г. отошел к Красному ЧФ, однако в мае
1918 г. вместе с флотом был захвачен германским интервентами, и 23.12.1918 г.
был возвращен правлению Добровольного флота. В ноябре 1920 г. ушел за границу
при эвакуации армии Врангеля из Крыма. К апрелю 1921 г. был передан (временно)
лондонской торгово-промышленной корпорации London Steamship & Trading Co Ltd
и получил название "Raethoria", но вскоре продан с публичных торгов
компании Soc Italiana Ernesto Breda (Милан, Италия). На 01.01.1923 г. Парижское
правление Добровольного флота от него отказалось и во втором квартале 1924 г.
пароход был разобран на металл в Венеции, Италия. |