ТТД: Водоизмещение: 16000 т. Размеры: длина - 140
м, ширина - 17,12 м, осадка - 8,6 м. Скорость полного хода: 11,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: дизельная, 2800
л.с., 2 вала. Грузоподъемность: 10000 т. Экипаж: 46 чел. История
судна: Мобилизованный танкер Еще не была завершена постройка первых
отечественных танкеров "Азнефть" и"Грознефть", а жизнь страны
требовала скорейшего увеличения танкерного флоте. В связи с этим 07.11.1925 г.
на судостроительном заводе в Николаеве было заложено головное судно "Эмбанефть"
серии из шести танкеров. Первое судно сдали в 1929 г. Однако по некоторым причинам
постройка судов серии задержалась, и последний танкер "Донбасс" был
сдан только в 1938 г. Постройка осуществлялась под наблюдением Регистра СССР. Корпус
судна был построен по продольной системе и имел 20 танков и 20 летних цистерн
для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак,
полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. Вне танков корпус
построен по поперечной системе по правилам Английского Ллойда. По всей длине машинного
отделения суда имели двойное дно. В средней надстройке по бортам располагались
6 одноместных кают для помощников капитана, механиков и одна двухместная - для
практикантов. В средней части находились кают-компания, каюты первого помощника
капитана и старшого механика. Здесь же были каюта буфетчика, буфет, канцелярия,
санблок и помещение для аварийного агрегата. На шлюпочной палубе находились каюта
капитана, радиостанция, каюта радиста и лоцманская каюта. В полуюте располагались
каюты команды, кабинет старшего механика, столовая команды и помещение для сухой
провизии. На нижней палубе над ахтерликом были рефрижераторная кладовая и углекислотная
рефрижераторная установка холодопронзводицельностью около 7000 ккал/ч. Рулевая
машина - электрическая мощностью 17,6 кВт. Запасный рулевой привод паровоздушный
ручной Системы Девиса. Кормовой шпиль также электрический с двигателем мощностью
40 кВт. Расположенный на баке сухогрузный трюм обслуживался двумя электролебедками
с двигателями мощностью по 11 кВт. Грузовые и зачистные насосы находились
в специальном отделении е носовой части судна. Два грузовых электрических насоса
имели подачу по 250 т/ч при напоре 50 м вод.ст. Мощность электродвигателей по
62,5 кВт. Два эачистных поршневых электронасоса с вертикальными двигателями и
редукторами имели подачу по 65 т/ч при напоре 50 м вод. ст. Мощность двигателей
по 18,4 кВт. На судах было установлено по два главных четырехцилиндровых
двигателя мощностью по 1030 кВт (1400 л. с.) при частоте вращения 110 об/мин.
Двухтактные, компрессорные, крейцкопфные, реверсивные двигатели типа "Зульцер"
были построены Николаевским судостроительным заводом. Диаметр цилиндров 600 мм
при ходе поршней 1060 мм. Смазка цилиндров и компрессоров осуществлялась посредством
лубрикаторов, смазка движущихся частей - циркуляционная. Двигатели охлаждались
забортной водой. От коленчатого вала двигателя приводились продувочный
насос, компрессор, который мог обеспечивать оба двигателя при мощности 75 % номинальной,
насос системы охлаждения, масляный и трюмный насосы. Каждый двигатель имел валоповоротиый
привод с электродвигателем мощностью 3,3 кВт. Изготовление двигателей велось под
наблюдением Регистра СССР. Подшипники были залиты баббитом, дейдаудные трубы -
стальные. К дейдвудным трубам подводились охлаждающая вода и смазка. Гребные винты
четырехлопастные, стальные, цельнолитые. Электрическая станция состояла
из трех дизель-генератор-компрессоров. Генераторы постоянного тока напряжением
120 В мощностью 100 и 65 кВт приводились от двигателей типа "Зульцер"
с частотой вращения 300 об/мин, а генератор мощностью 32 кВт также постоянного
тока напряжением 120 В - от двигателя типа "Дейц" с частотой вращения
430 об/мин. Кроме того, имелся аварийный агрегат, состоявший из дизеля мощностью
6 кВт, генератора и компрессора. Дизель имел частоту вращения 1000 об/мин и запускался
вручную. Котельная установка располагалась на платформе машинного отделения.
Она состояла из двух вспомогательных котлов с мазутным отоплением и двух утилизационных.
Вспомогательные котлы огнетрубные, оборотные, утилизационные, вертикальные. Все
котлы рассчитаны на давление 0,6 МПа. Котельная установке обеспечивала отопление,
подогрев груза и подогрев воды в балластных танках. На судах имелись электроприводные
насосы, находившиеся в машинном отделении и в других отсеках. Среди них - поршневой
трюмный насос с подачей 35 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя
5,9 кВт; носовой поршневой балластно-пожарный насос с подачей 80 т/ч при напоре
30 м вод. ст. с мощностью двигателя 29 кВт; топливоперекачивающий насос с подачей
15 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 33 кВт; балластно-пожарный
центробежный насос с подачей около 100 т/ч при напоре 75 м вод. ст. с мощностью
двигателя 44 кВт и др. Танкер "Союз водников СССР" (серийный,
типа "Эмбанефть") был построен на судостроительном заводе им. А.Марти
в Николаеве в 1930 г. (строительный №204). Вошел в состав Черноморской главной
конторы Совторгфлота. Затем входил в состав пароходства "Совтанкер",
порт приписки - Батуми. В 1938 г. танкер получил наименование "Кремль".
С первых дней Великой Отечественной войны экипаж танкера "Кремль"
активно включился в перевозки горючего, вооружения и войск для фронта. При выходе
из Севастополя 03.11.1941 г. (капитан Г.Т. Яковлев) в 20.03 танкер подорвался
на мине, получив обширные повреждения правого борта - более 50 кв.м. остался на
плаву и пришел в порт назначения - Туапсе. Летом 1942 г. "Кремль"
был снова введен в эксплуатацию. Однако на нем так и не были закончены работы
по устранению боевых повреждений. В затопленном состоянии находился сухогрузный
трюм, носовое помповое отделение, танк № 1. поврежденным оставался и форпик. Грузоподъемность
судна уменьшилась до 7 тысяч тонн. Несмотря на это он продолжал совершать боевые
рейсы. С 18.04.1942 г. до 06.11.1943 г. числился в составе Черноморского
флота в качестве военизированного судна. 31.03.1943 г. у мыса Пицунда
в 13.50 танкер "Кремль", который шел с бензином из Батуми в Туапсе,
немосмотря на охранение, получил попадание торпеды с подводной лодки в левый борт.
И тут произошел единственный в своем роде случай, благодаря которому судно и его
экипаж были спасены от нависшей над ними смертельной опасности. Дело в том, что
вражеская торпеда попала в танк с бензином. Но на этот раз, как говорится, имело
место исключение. Взорвавшаяся торпеда разворотила палубу и борт. Столб бензина
поднялся высоко в воздух и затем рухнул вниз на судно. Если бы возник пожар, что
казалось неизбежным, все члены экипажа и само судно сгорели бы полностью. Но случилось
непредвиденное: масса бензина, поднятая взрывом, падая, потушила пламя взрыва,
и пожар не возник. Моряки сумели устранить основные повреждения механизмов и довели
судно своим ходом до порта Батуми. 25.09.1944 года было восстановлено Черноморское
нефтеналивное пароходство "Совтанкер". "Кремль" снова вошел
в его состав. В октябре 1944 г. танкер был поставлен на капитальный ремонт, на
завод в румынской Констанце, где сохранился плавучий док. После ремонта судно
снова вошло в строй действующего флота и выполняло ответственные рейсы. В
1947 г. танкер "Кремль" впервые в истории советского танкерного флота
успешно совершил рейс в Антарктику к китобойной флотилии "Слава". С
1953 г. танкер служил в составе Черноморского государственного морского пароходства,
а с 1964 г. - Черноморского морского пароходства. В 1963 г. после 30-летнего
плавания ветеран танкерного флота был переоборудован под бункеровочную базу в
порту Одесса, а затем переведен в порт Жданов. В 1970 г. судно вывели из
эксплуатации и в 1983 г. отбуксировали в Картахену (Испания). 10.08.1983 г. началась
его разборка на металлолом. |