ТТД: Водоизмещение: 6700 т. Размеры: длина - 112,2
м, ширина - 15,6 м, осадка - 5,79 м. Скорость полного хода: 14,5 узлов.
Дальность плавания: -- миль на -- узлах. Силовая установка: дизельная двухвальная,
2 х 2000 л.с. Пассажировместимость: 518 классных мест, 125 сидячих мест, 317
палубных мест. Экипаж: 76 чел. История судна: Мобилизованный
теплоход Судно из серии крымско-кавказских теплоходов. В 1925 г. были заложены
все суда, намеченные к постройке перспективным планом 1923 г. По техническому
заданию Совторгфлота проектированием "крымчаков" занималась группа конструкторов
во главе с Я. Копержинским. Чертежи корпуса и общего расположения разрабатывали
М. Денисов, И. Яковлев, рефрижераторной установки - А. Дефабр, машинного отделения
- П. Титов и 3. Аронштам, корпус рассчитывал М. Ловягин. Для консультации конструкторов
Совторгфлот командировал в Ленинград опытных капитанов и механиков, длительное
время плававших на товаро-пассажирских судах этой пинии. Их советы и рекомендации
помогли конструкторам лучше понять особенности перевозки груза на пассажирском
судне, создать условия комфорта для пассажиров и экипажа. В результате
совместных усилий заказчика, конструкторов и эксплуатационников были сформулированы
окончательные требования на новое судно, как на почтово-товаро-пассажирский теплоход,
предназначенный для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном
море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано 550 пассажирских мест 1,
2 и 3-го классов, а для членов команды - двухместные каюты с одноярусными койками,
расположенные в средней части теплохода над машинным отделением. Трюмы рассчитывались
на прием 1000 тонн генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов или фруктов.
Когда конструкторы прикинули компоновку жилых и грузовых помещений, оказалось,
что, выполняя требуемые условия комфорта для пассажиров и команды, они не вписываются
в заданную длину судна 100 м. Увеличить осадку у теплохода более 5,79 м из-за
малой глубины Керченского порта конструкторы не могли. Оставалось одно - удлинить
на 10 м корпус, на что и было получено согласие заказчика. В марте 1926
г. конструкторы передали всю проектную документацию Балтийскому заводу и судостроительному
заводу Круппа "Дойче Верфт" в Гамбурге, которому Совторгфлот заказал
постройку двух теплоходов этой серии. Рабочие чертежи выполнялись на заводах,
поэтому между "Грузией" и "Крымом", изготовленными в Германии,
и советскими теплоходами есть некоторое различие. По предложению представителя
Совторгфлота балтийцы закрыли пространство между кормовой рубкой и средней надстройкой,
что несколько повысило центр тяжести судна. Поэтому для придания ему остойчивости
в междудонное пространство пришлось заложить 120 тонн твердого балласта. Конструкторы
Круппа сохранили общее расположение и внешний вид в соответствии с проектом, лишь
немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым, в результате при испытаниях
"Крым" и "Грузия" показали проектную скорость, хотя на них
стояли дизели немецкого производства меньшей мощности - 2х1900 л.с., по сравнению
с нашими двигателями 2х2000 л.с., разработанными на заводе "Русский дизель". Теплоходы
типа "Абхазия" были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими
судами советской постройки тридцатых годов ХХ века. Двухвальная энергетическая
установка включала два двигателя завода "Русский дизель", работавших
каждый на свой гребной винт. Конструктивно это были стальные, двухпалубные, с
протяженной средней надстройкой суда. Корпус клепаной конструкции подразделялся
на девять водонепроницаемых отсеков. Для размещения 1560 т генерального и 100
т рефрижераторного груза на судах предусматривались шесть трюмов, холодильники
и два твиндека. Крымско-кавказские теплоходы были до войны нашими самыми
крупными и самыми лучшими пассажирскими судами. Они получили очень высокую оценку
и у зарубежных специалистов. Не случайно, когда испанцы заказали заводу Круппа
два пассажирских теплохода, немцы взяли за основу "Канариаса" и "Балеариаса",
которые курсировали между портами Испании и Канарскими и Балеарскими островами,
проект наших "крымчаков". Их конструкция легла и в основу "Дагестана"
и "Туркменистана" - двух теплоходов для Каспийского моря. Опыт их эксплуатации
крайне пригодился при проектировании пассажирских судов послевоенной постройки. Грузо-почтово-пассажирский
теплоход "Крым" был построен в 1928 г. на судоверфи Deutsche Werft,
Киль, Германия (строительный №492). Находился в составе судов Черноморского
морского пароходства. После начала Отечественной войны 24.06.1941 года
стал к стенке Одесского судоремонтного завода №1. На нем установили зенитные пушки
и пулеметы, артиллерийские расчеты были сформированы из членов экипажа. 09.07.1941
г. "Крым" вслед за пароходом "Ленин" стал под погрузку эвакуируемого
из Одессы имущества. В первом военном рейсе комендоры теплохода сумели сбить фашистский
самолет. "Крым" начал доставлять в осажденную Одессу боеприпасы, а обратными
рейсами переправлял раненых в порты Кавказа. 27.07.1941 г. он был включен
в состав Черноморского флота в качестве военнизированного судна. 22.09.1941
г. при подходе к Новороссийску в районе Мысхако подорвался на советском минном
заграждении. Судно, получив большие повреждения кормы, в ожидании ремонта стояло
в Батуми, где использовалось в качестве общежития. Исключено из состава Действующей
армии 18.09.1943 г. Отдельные механизмы были использованы для ремонта однотипного
теплохода "Грузия". В начале 1945 г. теплоход "Крым"
отбуксировали в Одессу на судоремонтный завод имени А. Марти, где он также длительное
время служил как общежитие для рабочих. Ремонт теплохода шел медленно и трудно.
По состоянию на 01.07.1949 г а готовность судна составляла всего 29%, хотя по
плану оно должно было вступить в строй в декабре этого же года. Таким образом,
теплоход восстанавливался более десяти лет. Осенью 1953 г. он вышел из
Одессы на ходовые испытания. В конце 1954 г. судно было поставлено на грузопассажирскую
линию Одесса-Констанца-Варна-Пирей-Дуррес. Однако иногда теплоход отвлекался с
линии для выполнения отдельных ответственных правительственных заданий. Так в
1956 г. экипажу "Крыма" было поручено обеспечить выполнение рейсов в
Испанию для перевозки испанских реэмигрантов по линии Союза обществ Красного Креста
и Красного полумесяца СССР. Под его флагом за шесть рейсов из Одессы в порты Валенсию
и Кастельон-де-ла-Плана было перевезено около трех тысяч человек. В 1957 г. лайнер
был удостоен чести доставить в Одессу участников и гостей VI Всемирного фестиваля
молодежи и студентов. Их принимали в портах Александрия, Порт-Саид, Бейрут и Латакия. Важным
событием для лайнера явилось официальное открытие Ближневосточной грузопассажирской
линии. Рейс сопровождался официальными приемами в портах Констанца-Варна-Стамбул-Пирей-Александрия-Порт-Саид-Бейрут-Латакия
в присутствии послов СССР, консулов, иностранных агентов и представителей туристических
и торговых фирм. Этим рейсом было положено начало возобновления в послевоенное
время традиционной для Черноморцев грузопассажирской линии. В октябре 1957 г.
"Крым" поставили в Одессе на ремонтный перестой, после которого он вновь
вышел на линию Одесса-Дуррес. Позже судно долго эксплуатировалось на Крымско-Кавказской
линии. В 1966 г. теплоход стал учебным судном. В 1970 г. "Крым", выработав
свои ресурсы, был снят с рейсов и поставлен в Ильичевске в качестве плавучей гостиницы.
В сентябре 1973 г. судно было уведено в Испанию и разделано на металлолом на заводе
в Кастеллоне . |