ТТД: Водоизмещение: 8720 т. Размеры: длина - 124,18
м, ширина - 15,58 м, осадка - 7,93 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: котломашинная, 3200
л.с., 1 вал. Грузоподъемность: 7617 т. Экипаж: - чел. История
судна: Мобилизованный грузо-пассажирский пароход Бывший недостроенный
английский товаро-пассажирский пароход без наименования был заложен на судоверфи
Wallsend Shipyard в Уолсенде, Англия, фирмой Swan, Hunter & Wigham Richardson
Ltd. (строительный №873). Спущен на воду 16.01.1911 г. Корпус стальной двухпалубный
с двойным дном. Механизмы фирмы Wallsend Slipway Co Ltd. Имел две мачты и одну
дымовую трубу. 24.02.1911 г. куплен у фирмы-строителя за 66 500 фунтов
стерлингов для усиления транспортных средств на маршруте Одесса - Владивосток.
18.04.1911 г. присвоено наименование "Курск". Сдан заказчику в июне
1911 г. 22.07.1911 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку
к Одесскому торговому порту под №629. 27.10.1911 г. отправился первым рейсом из
Одессы в Тихий океан. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной
линии. Летом 1913 г. выполнил рейс в Англию. 06.06.1914 г. вышел в очередной раз
из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны заход в Черное
море был отменен. Затем использовался для перевозки экспортных грузов между портами
союзников и Русского Севера. 17.11.1916 г. подорвался на мине в 17 милях севернее
Иоканги при следовании из Лондона с военным грузом. Через два часа после подрыва
на помощь "Курску" пришли четыре английских тральщика и крейсер "Глория",
базирующиеся на Иокангу. Потребовалось 34 часа, чтобы довести израненный пароход
в бухту. После разгрузки и заделки пробоины размером 12,5х5,5 метров, его перевели
в док Архангельска. В ноябре 1917 г. в Архангельске поступил в распоряжение
английского Адмиралтейства с целью централизации управления транспортными операциями
союзников. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора
реквизирован в апреле 1918 г. британскими властями в Галифаксе и передан управлению
The Shipping Controller с припиской к Лондону. Эксплуатирующей фирмой была Royal
Mail Steam Packet Co. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного
флота находился в распоряжении английского правительства. В апреле 1923
г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на
Англо-русский кооперативный союз (Arcos). Однако из политических соображений остался
под английским флагом с припиской к Лондону и написанием на борту наименования
в английском варианте ("Koursk"). Команда судна была русская, однако
командовал кораблём англичанин Уильям Стюарт. В связи с реорганизацией торгового
флота СССР 13.02.1925 г. включен в состав судов Балтийской главной конторы АО
"Совторгфлот" и получил приписку к Ленинграду. В 1927 г. передан Черноморскому
главному бассейновому управлению с припиской к Одесскому торговому порту и потом
эксплуатировался на линии Ленинград - Одесса. Впоследствии был переделан в рефрижераторный
пароход. 15.03.1934 г. вошел в состав Черноморского государственного морского
пароходства. В сентябре 1936 г. совершил рейс в республиканскую Испанию.
По возвращении в СССР вошел в состав Черноморского пароходства. С 1937 по 1941
г. совершал рейсы на рудно-угольной линии между Поти и Мариуполем. В декабре
1941 г. участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 18.04.1942 г.
и по 16.09.1944 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. За
войну "Курск" совершил 48 боевых походов в "горячие точки"
Причерноморья, участвовал в защите всех черноморских городов-героев: Одессы, Севастополя,
Новороссийска, Керчи, а также Кавказа и Крыма. Во время налетов немецкой
авиацией на Новороссийск в апреле, июле и августе 1942 г. получал повреждения
от близких разрывов бомб. 22.09.1942 г. при следовании с войсками из Поти в Туапсе
опять был поврежден осколками авиабомб, при этом было убито 2 и ранено 90 человек.
23.09.1942 г. при выходе из Туапсе получил попадание двух бомб, но продолжил следовать
по назначению. По окончанию войны был передан ЧМП. В 1946 г. пароход с
вышедшими из строя машинами и многочисленными течами в корпусе был поставлен на
бессрочную консервацию в Одесском порту. Однако временный экипаж настоял на разрешении
своими силами отремонтировать судно. В течение летних навигаций 1947 по 1953 годы
"Курск" вновь совершал грузовые рейсы. 25.07.1953 г. выведен
из эксплуатации, а в декабре того же года потоплен в качестве мишени при испытаниях
ракетного оружия: самолет Ту-4 выпустил по нему ракету КС ("Комета").
Это был первый пуск "Кометы", произведенный не испытателями, а строевым
экипажем учебно-тренировочной части №27 ВВС Черноморского флота, базировавшейся
в Крыму на аэродроме Гвардейское. Этим судном командовали: - капитан
Владимир Труш. |