Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Военизированное судно "Курск"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 8720 т.
Размеры: длина - 124,18 м, ширина - 15,58 м, осадка - 7,93 м.
Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах.
Силовая установка: котломашинная, 3200 л.с., 1 вал.
Грузоподъемность: 7617 т.
Экипаж: - чел.

История судна:
Мобилизованный грузо-пассажирский пароход

Бывший недостроенный английский товаро-пассажирский пароход без наименования был заложен на судоверфи Wallsend Shipyard в Уолсенде, Англия, фирмой Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd. (строительный №873). Спущен на воду 16.01.1911 г. Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Wallsend Slipway Co Ltd. Имел две мачты и одну дымовую трубу.

24.02.1911 г. куплен у фирмы-строителя за 66 500 фунтов стерлингов для усиления транспортных средств на маршруте Одесса - Владивосток. 18.04.1911 г. присвоено наименование "Курск". Сдан заказчику в июне 1911 г.

22.07.1911 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под №629. 27.10.1911 г. отправился первым рейсом из Одессы в Тихий океан. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. Летом 1913 г. выполнил рейс в Англию. 06.06.1914 г. вышел в очередной раз из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны заход в Черное море был отменен. Затем использовался для перевозки экспортных грузов между портами союзников и Русского Севера. 17.11.1916 г. подорвался на мине в 17 милях севернее Иоканги при следовании из Лондона с военным грузом. Через два часа после подрыва на помощь "Курску" пришли четыре английских тральщика и крейсер "Глория", базирующиеся на Иокангу. Потребовалось 34 часа, чтобы довести израненный пароход в бухту. После разгрузки и заделки пробоины размером 12,5х5,5 метров, его перевели в док Архангельска.

В ноябре 1917 г. в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства с целью централизации управления транспортными операциями союзников. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в апреле 1918 г. британскими властями в Галифаксе и передан управлению The Shipping Controller с припиской к Лондону. Эксплуатирующей фирмой была Royal Mail Steam Packet Co. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота находился в распоряжении английского правительства.

В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на Англо-русский кооперативный союз (Arcos). Однако из политических соображений остался под английским флагом с припиской к Лондону и написанием на борту наименования в английском варианте ("Koursk"). Команда судна была русская, однако командовал кораблём англичанин Уильям Стюарт.

В связи с реорганизацией торгового флота СССР 13.02.1925 г. включен в состав судов Балтийской главной конторы АО "Совторгфлот" и получил приписку к Ленинграду. В 1927 г. передан Черноморскому главному бассейновому управлению с припиской к Одесскому торговому порту и потом эксплуатировался на линии Ленинград - Одесса. Впоследствии был переделан в рефрижераторный пароход. 15.03.1934 г. вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства.

В сентябре 1936 г. совершил рейс в республиканскую Испанию. По возвращении в СССР вошел в состав Черноморского пароходства. С 1937 по 1941 г. совершал рейсы на рудно-угольной линии между Поти и Мариуполем.

В декабре 1941 г. участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 18.04.1942 г. и по 16.09.1944 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. За войну "Курск" совершил 48 боевых походов в "горячие точки" Причерноморья, участвовал в защите всех черноморских городов-героев: Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, а также Кавказа и Крыма.

Во время налетов немецкой авиацией на Новороссийск в апреле, июле и августе 1942 г. получал повреждения от близких разрывов бомб. 22.09.1942 г. при следовании с войсками из Поти в Туапсе опять был поврежден осколками авиабомб, при этом было убито 2 и ранено 90 человек. 23.09.1942 г. при выходе из Туапсе получил попадание двух бомб, но продолжил следовать по назначению.

По окончанию войны был передан ЧМП. В 1946 г. пароход с вышедшими из строя машинами и многочисленными течами в корпусе был поставлен на бессрочную консервацию в Одесском порту. Однако временный экипаж настоял на разрешении своими силами отремонтировать судно. В течение летних навигаций 1947 по 1953 годы "Курск" вновь совершал грузовые рейсы.

25.07.1953 г. выведен из эксплуатации, а в декабре того же года потоплен в качестве мишени при испытаниях ракетного оружия: самолет Ту-4 выпустил по нему ракету КС ("Комета"). Это был первый пуск "Кометы", произведенный не испытателями, а строевым экипажем учебно-тренировочной части №27 ВВС Черноморского флота, базировавшейся в Крыму на аэродроме Гвардейское.

Этим судном командовали:
- капитан Владимир Труш.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте