ТТД: Водоизмещение: 750 т. Размеры: длина - 45,72
м, ширина - 12,04 м, осадка - 4,86 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль. Силовая установка: котломашинная, 1260 л.с. Вооружение:
2х1 76,2-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта (с 1942 г.: 6х1 12.7-мм пулемётов и 4х1
7,62-мм пулемета). Экипаж: 48 чел. История судна: Мобилизованное
судно Портовый ледокол "Ледокол IV" был построен в 1906 г. на
судоверфи "Ланге и сын" в Риге. Он был заказан в начале 1905
г. Отделом торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов
для азовского торгового порта Мариуполь. Однако из-за начавшейся в стране революции,
закончить в срок постройку "ледокольного парохода" (так он именовался
в договоре) не удалось. "Ледокол IV" пришел в Мариуполь летом 1907 г.,
продемонстрировав, между прочим, на переходе с Балтики на Черное море в штормовую
погоду прекрасные мореходные качества. По архитектуре это было 1-палубное
судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена
большая 2-этажная рубка, а перед ней - единственная мачта. Большая и широкая труба
выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми
переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме - 2-я
на 40 т. Шпация в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях
- 450 мм. Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную
обшивку выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов: килевой пояс
- до 21 мм, днище и скуловой пояс 11-19,5, борт ниже ватерлинии - 11-14-19,5,
по ватерлинии и выше - 14-19,5, ширстрек - 11-13,5 мм. Силовая установка включала
в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1000-1260 л.с. и 2 цилиндрических горизонтальных
трубчатых котла. "Ледокол IV" хорошо работал на Азове, ежегодно
участвуя в зимних кампаниях и спасательных операциях. Призван по военно-судовой
повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного
порта. Участвовал в Первой мировой войне. 16.12.1917 г. вошел в состав
красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен
Министерству транспорта и промышленности. В 1919 г. захвачен красными. 01.04.1919
г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии
"Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 23.05.1920
г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской
лодки. Участвовал в гражданской войне. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. имел название
"Знамя социализма". 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного
моря. 13.06.1922 г. был разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен
Мариупольскому торговому порту. 22.07.1941 г. был мобилизован и 11.08.1941
г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота в качестве канонерской
лодки. Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре
1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской
25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 02.07.1942 г. погиб от ударов
германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту. 30.08.1942 г. был исключен
из списков флота. 01.03.1944 г. поднят АСО Азовской флотилии и возвращен
Наркомату морского флота. В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности
восстановления передан заводу "Азовсталь" для разделки на металл. |