ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина - 41,54 м,
ширина - 9,42 м, осадка - 5,60 м. Скорость полного хода: 12 узлов. Дальность
плавания: - миль. Силовая установка: котломашинная, 1200 л.с. Экипаж:
- чел. История судна: Мобилизованное судно Во время первой
мировой войны по заказу Министерства торговли и промышленности (МТиП) России в
декабре 1915 г. на судоверфи South Shields (Charles Rennoldson & Co.) в Ньюкасле,
Англия, началась постройка стального винтового портового ледокола "Ледокол
VII» (строительный №180). Судно вместимостью 564,06 брт имело длину 41,54 м, ширину
9,42 м и осадку 5,60 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью
1200 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,0 узлов. 14.10.1916 года он
был спущен на воду и 01.12.1916 г. передан заказчику. После прихода в Романов-на-Мурмане
11.01.1917 года "Ледокол VII" был мобилизован и и включен в качестве
портового ледокольного парохода в состав судов флотилии Северного Ледовитого океана.
Он до лета 1917 г. оставался в Кольском заливе и использовался в это время как
буксир и спасатель, участвуя в попытках зимнего подъема затонувшего у Иоканьги
ледореза "Канада". 01.04.1917 г. его вернули МТиП. Во время гражданской
войны к лету 1918 г. ледокол числился во флотилии белых, но 26.02.1920 г. года
его в Архангельске захватили красные. 18.04.1920 г. судно было снова мобилизовано
и в качестве ледокола зачислено в состав Беломорской флотилии, а с 24.04.1920
г. вошло в состав Морских сил Северного моря (МССМ). В ноябре 1920 года ледокол
передали Беломортрану. "Ледокол VII" включили в состав судов Управления
Архангельского торгового порта. В 1923 г. его передали в состав Управления
Одесского торгового порта. Из Архангельска он вышел совместно с "Ледоколом
V". В декабре 1923 г. они прибыли в порт назначения, и портом приписки "Ледокола
VII" стала Одесса. 21.02.1937 г. он затонул во время шторма. Всего
погибло 35 человек. В мае 1937 г. выездная сессия воднотранспортной коллегии Верховного
суда СССР установила, что по вине бывшего начальника службы эксплуатации пароходства
и начальника Одесского порта ледокол, вернувшийся с тяжелой ледовой кампании,
был отправлен в рейс без проверки его мореходных качеств. Виновные были осуждены
к длительным срокам лишения свободы. Вскоре судно подняли и отремонтировали. В
1938 г. уже под наименованием "№ 7" он в качестве ледокола числился
в составе служебно-вспомогательного флота Николаевского портоуправления, порт
приписки - Николаев. С начала Отечественной войны ледокол использовался
для перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. Так 28.07.1941 г. "№
7" в качестве буксира-толкача принял участие в переводе теплоходом "Кубань"
пятитысячного нового сварного дока Одесского завода имени Марти из Одессы к Феодосии.
Оттуда "№ 7", приняв буксир с "Кубани", с помощью буксиров
"Соломбала" и "Снег" увел док в Мариуполь. Позже "№ 7"
прибуксировал из Херсона в Одессу корпус четырехтысячного железобетонного дока.
11.09.1941 г. приняв на буксир баржу с боеприпасами, ледокол последовал из Севастополя
в Одессу. При подходе к порту 12.09.1941 г. из-за сильных артобстрелов ледоколу
не разрешили заходить в гавань, а пережидать в море. Лишь 13 сентября в 14 часов
поступило разрешение на прорыв в порт. С третьего захода ледокол под сильнейшим
обстрелом и бомбежкой, получив повреждения корпуса от осколков и потеряв несколько
человек убитыми и ранеными, прорвался в Одессу. Этим же вечером, буксируя болиндер
с боеприпасами и техникой, ледокол пошел на Тендру. Там он принял участие в спасении
людей с потопленного вражеской авиацией теплохода "Молдавия". Ледокол
спас 39 человек. 19.09.1941 г. "Ледокол № 7" на Тендре принял
на буксир поврежденные военные корабли Дунайской флотилии и 24 сентября привел
их в Севастополь. Исправив повреждения, ледокол с болиндером груженым боеприпасами
снова пошел в Тендровский залив. В 22 часа 26.09.1941 г. судно прибыло по назначению.
Однако никто из военных властей его не встретил. Сдав болиндер дежурному краснофлотцу,
капитан ледокола на свой страх и риск, взяв на буксир две баржи с ранеными и техникой,
отбиваясь с помощью сторожевого катера "СК-078" от торпедоносцев, 28.09
вернулся в Севастополь. После этого в Тендровский залив ледокол с баржами совершил
еще два аналогичных рейса. 09.10.1941 г. загруженный до предела ледокол "№
7" с баржами на буксире навсегда покинул Одессу. Во время обороны Севастополя
19.11.1941 г. ледокол "№ 7! в качестве спасателя под охраной базового тральщика
"Т-412" сопроводил в Севастополь транспорт "Курск", первым
доставивший защитникам города 3000 винтовок, 100 пулеметов и боеприпасы. 10.03.1942
г. "Ледокол № 7" был мобилизован в состав Черноморског флота. Он ходил
на линии снабжения Крымского фронта из Новороссийска в Керчь. Следуя очередным
рейсом из Новороссийска с баржей на буксире, 20.04.1942 г. в Керченском проливе
у мыса Такиль "Ледокол № 7" подорвался на магнитной мине, выставленной
авиацией противника. Погибло 25 человек, спаслось 11 человек. 02.05.1942
г. "Ледокол №7" был исключен из списков флота. После войны в 1950
г. ледокол был поднят и в 1954 г. разрезан на металлолом. |