ТТД: Водоизмещение: 4850 т. Размеры: длина - 86,65
м, ширина - 12,1 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода: 11,6 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль. Силовая установка: дизельная, 1200 л.с. Грузоподъемность:
3000 т. Экипаж: 25 чел. История судна: Мобилизованное грузовое
судно По предварительному заданию Совторгфлота конструкторы Центрального
бюро по морскому судостроению разрабатывали в конце 20-х годов ХХ века эскизный
проект каботажного судна для Черного моря в нескольких вариантах: с паровой машиной,
с дизелем и с расположением машинно-котельной установки в корме. 31.03.1927 г.
Правление Совторгфлота рассмотрело представленные проекты и сформулировало окончательное
задание. Судно предназначалось для срочной доставки грузов в порты Черного моря.
Отсюда определялся и характер его работы - короткие переходы и довольно длительные
стоянки в портах под погрузкой-разгрузкой. В данном случае преимущество на стороне
дизеля. Ведь давление пара в котле пришлось бы поддерживать и на стоянке за счет
дополнительного расхода топлива, а дизель на это время можно останавливать. При
рассмотрении нового эскизного проекта, состоявшемся в августе того же года, заказчик
в основном одобрил его, подтвердив свое прежнее задание. Прежде чем приступать
к рабочему проектированию, конструкторам предлагалось провести испытание модели
в бассейне, чтобы гарантировать требуемую скорость 10 узлов. Когда все вопросы
были согласованы и утверждены, можно было ожидать, что завершение проектирования
- дело ближайшего будущего. В действительности все вышло иначе. Испытывая
острую нехватку тоннажа на внешних линиях, руководители Совторгфлота сочли, видимо,
большим расточительством строить новейшие суда только для прибрежного плавания.
И уже к концу года, не касаясь конструктивной части задания, они изменили район
плавания судна. Теперь ему предназначалось совершать рейсы не только вдоль берегов
Черного и Азовского морей, но и на Ближний Восток, с заходом в порты Восточного
Средиземноморья. Увеличение протяженности рейсов, изменение условий плавания вынудили
конструкторов коренным образом переделывать проект. Однако на этом их хлопоты
не кончились. Весной 1928 г. Совторгфлот еще раз меняет точку зрения на
требования, которым должно удовлетворять проектируемое судно. Оно должно быть
универсальным, приспособленным для перевозки разнородных грузов - хлеба, руды,
угля и, не базируясь на какие-либо определенные порты, работать там, где есть
возможность получать грузы. Отсюда для черноморских теплоходов наметились три
района плавания: Мурманск - Ливерпуль, Лондон, Гамбург; Ленинград - Гулль, Гавр;
Черное море - Александрия, Генуя, Марсель. Выход этих судов на международные пинии
вступал в противоречие с их малой грузоподъемностью, и конструкторам предложили
поднять ее до 3000 т. Первые два судна этой серии "Цюрупа" и
"Скворцов-Степанов" заложили на Николаевском судостроительном заводе
лишь в 1930 г. и почти одновременно еще два - "Ногин" и "Анри Барбюс"
- в Севастополе. "Цюрупу" заказчик принял в конце 1932 г., остальные
три - в течение следующего года. На освободившихся стапелях заложены еще пять
судов, но из-за обострившейся международной обстановки, в 1936 г., их законсервировали. Весной
1937 г. в Москве проходило совещание Наркомвода и Цупромвода с участием А.Микояна,
на котором решался вопрос завершения строительства ранее законсервированных судов.
Достройку "Тимирязева" и "Лепсе" поручили Херсонскому судостроительному
заводу имени Коминтерна, который и выполнил это задание в 1939-1941 гг. Суда "Чапаев"
и "Ульянов" достроены на Мариупольском судоремонтном заводе. Таким образом
серия этих теплоходов, названных по имени головного судна "Тип Цюрупа",
состояла из 9 судов. С первых же дней войны черноморские каботажные суда были
мобилизованы. Сухогруз "Лепсе" был заложен в 1933 г. на судостроительном
заводе им. 61 коммунара в Николаеве (заводской №210), в 1936 г. законсервирован.
Достроен в 1939-41 гг. на Херсонском ССЗ им. Коминтерна. С 27.07.1941 г.
числился в составе Черноморского флота в качестве транспорта. 12.10.1942
г. был затоплен по приказу командования в районе Поти для создания волнолома. После
войны поднят силами Потийского аварийно-спасательного отряда ЧФ. Судно
было переоборудовано на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и в декабре 1961 г.
принято ММП в эксплуатацию в качестве плавучей базы для обслуживания атомных ледоколов.
Судно было оборудовано специальным хранилищем отработанного ядерного топлива,
цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными
помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. С
1963 г. по 1981 г. плавучая техническая база "Лепсе" обеспечила обслуживание
ядерных энергетических установок атомных ледоколов "Ленин", "Арктика"
и "Сибирь". С 1981 г. "Лепсе" стала использоваться только
для временного хранения отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов,
технологического оборудования и выполнения операций по сбросу радиоактивных отходов
в море. В 1988 г. "Лепсе" был выведен из эксплуатации, а в 1990
г. переведен в категорию "судно в отстое". В ее хранилищах на тот момент
оставалось 639 сборок с ядерным топливом, часть из них находилась в некондиционном
состоянии. В 2011 г. были выделены деньги на проект утилизации судна и 14.09.2012
г. судно было отбуксировано к СРЗ "Нерпа". Кормовая часть "Лепсе"
надежно спрятана в специальную упаковку и размещена в пункте долговременного хранения
в Сайда-губе. |