ТТД: Водоизмещение: 5800 т. Размеры: длина - 114,5
м, ширина - 15,9 м, осадка - 5,8 м. Скорость полного хода: 17 узлов.
Дальность плавания: 6000 миль при 14 узлах. Силовая установка: дизельная,
9000 л.с., 2 вала. Вооружение: 2x2 57-мм артустановки АК-725 (впоследствии
сняты). Грузоподъемность: 1900 тонн пресной воды, 20 тонн дистилированной
воды, 180 тонн продовольствия. Экипаж: 79 чел. История судна:
Водоналивной транспорт пр.1549 Необходимость снабжения пресной водой
кораблей на боевой службе потребовало создать водоналивные транспорты значительно
большего водоизмещения, нежели имеющиеся к 60-м годам ХХ века на вооружении флота
судам пр.561, и более приспособленных для океанского плавания. В конце
60-х годов по тактико-техническому заданию ВМФ ЦКБ "Балтсудопроект"
разработало проект 1549 - водоналивного транспорта для обеспечения кораблей на
боевой службе пресной водой. При полном водоизмещении в 5800 тонн его грузоподъёмность
составляла 2000 тонн, скорость полного хода составляла 17 узлов. Транспорт имел
оборонительное вооружение из двух 57-мм автоматов АК-725 и РЛС управления "Барс"
(снято в 80-х годах). В 1972 г. и в 1976 г. на ССЗ в г.Выборге было построено
только 2 судна этого проекта, головной из которых служил на Черноморском флоте.
В дальнейшем было принято решение не строить таких крупных водоналивных транспортов,
а снабжение пресной водой кораблей кораблей в удалённых районах осуществлять танкерами. Водоналивной
транспорт "Маныч" был заложен 02.10.1971 г. на Выборгском судостроительном
заводе (заводской №601), спущен на воду 11.05.1972 г., а 29.09.1972 г. на нем
был поднят Военно-морской флаг. За свою службу МВТ "Маныч" совершил
заходы в 19 портов девяти государств, в том числе: Гвинея - Канакри; Египет -
Порт-Саид, Александрия (15 раз); Сирия - Латакия, Тартус (более 30 раз); Тунис
- Мензель-Бургиба, Бизерта; Греция - Пирей, Пилос, Солоники; Болгария - Бургас,
Варна (8 раз); Турция - Анталья, Измир; Ливия - Тобрук; Югославия Тиват. Всего
совершено более 70 заходов в иностранные порты. За самоотверженный труд,
завоевание первого места в соцсоревновании среди вспомогательных судов экипаж
"Маныча" в 1978, 1979, 1980 годах награждался переходящим Красным знаменем
Военного совета Черноморского флота, а в 1980 году и Почетной Ленинской грамотой.
Коллектив награждался почетными грамотами Главнокомандующего ВМФ СССР (1980г.)
и командира Средиземноморской эскадры (1973 г.). Длительное время базировался
на Севастополь. В 2010 году судно получило новый экипаж с перечислением в состав
Северного флота, и 01.06.2011 г. убыло из Севастополя, взяв курс на своё новое
место приписки - Мурманск. В настоящее время судно входит в состав 566 отряда
судов обеспечения Северного флота. Капитанами МВТ "Маныч" были:
1. Горюнов Евгений Павлович - 1972-1978 гг. Под его руководством судно 17 раз
выполняло задачи боевой службы. Награжден орденом "Знак Почета".
2. Бобров Николай Дмитриевич - 1978-1990 гг. Под его командованием судно совершило
10 выходов на боевую службу и прошло более 90000 миль. 3. Гребеник Николай
Иванович - 1984-1985, 1990-1992 гг. 4. Сандуляк Иван Николаевич - с 1992
г. по 2010 г. 5. Волков Илья. |