ТТД: Водоизмещение: 4850 т. Размеры: длина - 86,65
м, ширина - 12,1 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода: 11,6 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль. Силовая установка: дизельная, 1200 л.с. Грузоподъемность:
3000 т. Вооружение: 2х1 45-мм орудия, два пулемета. Экипаж: 25 чел. История
судна: Мобилизованное грузовое судно По предварительному заданию
Совторгфлота конструкторы Центрального бюро по морскому судостроению разрабатывали
в конце 20-х годов ХХ века эскизный проект каботажного судна для Черного моря
в нескольких вариантах: с паровой машиной, с дизелем и с расположением машинно-котельной
установки в корме. 31.03.1927 г. Правление Совторгфлота рассмотрело представленные
проекты и сформулировало окончательное задание. Судно предназначалось для срочной
доставки грузов в порты Черного моря. Отсюда определялся и характер его работы
- короткие переходы и довольно длительные стоянки в портах под погрузкой-разгрузкой.
В данном случае преимущество на стороне дизеля. Ведь давление пара в котле пришлось
бы поддерживать и на стоянке за счет дополнительного расхода топлива, а дизель
на это время можно останавливать. При рассмотрении нового эскизного проекта,
состоявшемся в августе того же года, заказчик в основном одобрил его, подтвердив
свое прежнее задание. Прежде чем приступать к рабочему проектированию, конструкторам
предлагалось провести испытание модели в бассейне, чтобы гарантировать требуемую
скорость 10 узлов. Когда все вопросы были согласованы и утверждены, можно было
ожидать, что завершение проектирования - дело ближайшего будущего. В действительности
все вышло иначе. Испытывая острую нехватку тоннажа на внешних линиях, руководители
Совторгфлота сочли, видимо, большим расточительством строить новейшие суда только
для прибрежного плавания. И уже к концу года, не касаясь конструктивной части
задания, они изменили район плавания судна. Теперь ему предназначалось совершать
рейсы не только вдоль берегов Черного и Азовского морей, но и на Ближний Восток,
с заходом в порты Восточного Средиземноморья. Увеличение протяженности рейсов,
изменение условий плавания вынудили конструкторов коренным образом переделывать
проект. Однако на этом их хлопоты не кончились. Весной 1928 г. Совторгфлот
еще раз меняет точку зрения на требования, которым должно удовлетворять проектируемое
судно. Оно должно быть универсальным, приспособленным для перевозки разнородных
грузов - хлеба, руды, угля и, не базируясь на какие-либо определенные порты, работать
там, где есть возможность получать грузы. Отсюда для черноморских теплоходов наметились
три района плавания: Мурманск - Ливерпуль, Лондон, Гамбург; Ленинград - Гулль,
Гавр; Черное море - Александрия, Генуя, Марсель. Выход этих судов на международные
пинии вступал в противоречие с их малой грузоподъемностью, и конструкторам предложили
поднять ее до 3000 т. Первые два судна этой серии "Цюрупа" и
"Скворцов-Степанов" заложили на Николаевском судостроительном заводе
лишь в 1930 г. и почти одновременно еще два - "Ногин" и "Анри Барбюс"
- в Севастополе. "Цюрупу" заказчик принял в конце 1932 г., остальные
три - в течение следующего года. На освободившихся стапелях заложены еще пять
судов, но из-за обострившейся международной обстановки, в 1936 г., их законсервировали. Весной
1937 г. в Москве проходило совещание Наркомвода и Цупромвода с участием А.Микояна,
на котором решался вопрос завершения строительства ранее законсервированных судов.
Достройку "Тимирязева" и "Лепсе" поручили Херсонскому судостроительному
заводу имени Коминтерна, который и выполнил это задание в 1939-1941 гг. Суда "Чапаев"
и "Ульянов" достроены на Мариупольском судоремонтном заводе. Таким образом
серия этих теплоходов, названных по имени головного судна "Тип Цюрупа",
состояла из 9 судов. С первых же дней войны черноморские каботажные суда были
мобилизованы. Сухогруз "Ногин" был заложен 01.11.1929 г. на Севастопольском
морском заводе, спущен на воду 06.11.1930 г., сдан 21.11.1933 г. Назван в честь
Ногина Виктора Павловича (1878-1924) - государственного деятеля, председателя
правления Всероссийского текстильного синдиката. В составе Черноморского
пароходства совершал заграничные рейсы. С 27.07.1941 г. был мобилизован
и числился в составе ЧФ в качестве транспорта. В начале Великой Отечественной
войны доставлял воинские грузы в Одессу, Севастополь. Вывозил из Севастополя оборудование
Морского завода. В конце декабря 1941 г. участвовал в Керченско-Феодосийской
десантной операции в составе 1-го отряда транспортов (капитан П.Л. Бсзайс). Транспорт
принял на борт 2-й батальон 814-го полка (без 2-х рот), минометный дивизион, противотанковый
дивизион, ряд более мелких подразделений. Всего на транспорт было погружено 1000
человек, 89 лошадей, 14 единиц 45-мм орудий, 22 машины, 10 тракторов, 5 тонн боеприпасов.
05.01.1942 г. затонул у причала №3 Широкого мола порта Феодосия после разгрузки
в результате попадания двух немецких авиабомб. Погибших не было. 01.10.1944
г. транспорт был поднят АСС ЧФ, затем отремонтирован в Новороссийске и введен
в строй. |