ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина - 113 м (стапель-палуба),
ширина - 22,5 м, осадка - . Грузоподъемность: 5000 т. Экипаж: 18 чел.
История плавдока: Большой плавучий док Большой плавучий
док СПД-16 был заложен 05.05.1938 г. построен на Николаевском судостроительном
заводе им. 61-го коммунара, спущен на воду 14.11.1939 г. Достройка в дальнейшем
производдилась на плаву у стенки завода. Конструктивно представляет из себя металлический
плавучий док понтонного типа, оснащенный двумя портальными кранами. Его основное
предназначение - доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения
с водоизмещением до 5000 тонн. С началом Великой Отечественной Войны достроечные
работы на нем проводятся в ускоренном темпе. 16.07.1941 г. в акватории завода
успешно проводится контрольное погружение, а 22.07.1941 г. Государственная комиссия
подписывает приёмный акт, и на доке был поднят Флаг вспомогательного флота ВМФ.
23.07.1941г. плавдок под буксирами начинает переход в Главную базу ЧФ.
На переходе морем экипаж дока отражает многочисленные атаки вражеской авиации.
26.07.1941 г. плавдок прибывает в прифронтовой город Севастополь и становится
на котлован в Южной бухте. В ноябре 1941 г., когда начались массированные
бомбежки Севастополя, командованием было принято решение отбуксировать его к берегам
Кавказа в порт Поти. На стапель-палубу дока было погружено ремонтное оборудование
и материалы Севморзавода и Судоремонтного завода №13, в каютах и других помещениях
дока вместе с командой разместились командование, инженеры и рабочие, их семьи.
09.11.1941 года конвой в составе двух эскадренных миноносцев "Смышленый"
и "Бойкий", танкера "Эмба", буксиров СП-5, СП-15, СП-16, которыми
командовали капитаны В.С. Ершов, В.М. Адамов, А.А. Гарматин, и плавучего дока
СПД-16 под командованием А.Н. Секирко вышел из Севастополя. Плавание конвоя в
связи с разыгравшейся непогодой длилось целую неделю, за время которого корабли
неоднократно подвергались атакам с воздуха. Во время одной из таких атак зенитным
огнем пулеметов ДШК с плавдока был сбит немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111".
Это абсолютно уникальный случай в военно-морской истории! С 19.08.1941
г. по 07.04.1944 г. СПД-16 были проведены доковые ремонты на 189 боевых кораблях,
подводных лодках и вспомогательных судах, в том числе: 53 подводным лодкам, 13
эсминцам, 37 вспомогательным судам и двум крейсерам. Так же этот плавдок участвовал
в сложнейшей операции по соединению кормы от крейсера "Фрунзе" к его
однотипному проекту - крейсеру "Молотов". За самоотверженный труд и
обеспечение боеготовности Черноморского флота в период войны 42 человека из экипажа
плавучего дока были награждены орденами и медалями Советского Союза. По
окончанию войны было принято решение о возвращении плавдока ПД-16 опять в Севастополь.
Но при переводе 17.07.1945 г. в районе Новороссийска док снова попадает в жестокий
шторм, и его выбрасывает на мель. Было повреждено днище, погнуты корпусные конструкции
балластных отсеков и промежуточный вал главного водяного насоса ДП-40. Восстановительные
работы продлились до 10.08.1945 г. Наконец 10.09.1945 г. плавдок приходит в Севастополь. Он
был раскреплен на штатную стоянку в Южной бухте у причала №69, входил с состав
судоремонтного завода ЧФ РФ. За время своего существования ПД-16 произвел ремонт
около 3000 кораблей и вспомогательных судов. В ходе раздела Черноморского
флота 1997 г. плавдок ПД-16 отошел российской стороне. В ночь с 14.12 на
15.12.2019 г. плавучий док ПД-16 затонул из-за поступления забортной воды на своём
штатном месте в Южной бухте Севастополя вместе с находившейся в нём подводной
лодкой Б-380, которая при затоплении потеряла остойчивость и, подсплыв, легла
на на левый борт, упершись своей рубкой в борт плавдока. Аварийно-спасательной
службой ЧФ были приняты меры по ликвидации затопления, подлодка была выведена
из затонувшего плавдока. В настоящее время ПД-16 находится на месте своего
затопления в ожидании разделки. Этим плавучим доком в разное время командовали: -
начальник дока Секирко А.Н.; - командир дока капитан-лейтенант А.П.Петров А.П.; -
начальник дока Корж Валентин. |