ТТД: Водоизмещение: 2440 т. Размеры: длина - 94,79
м, ширина - 11,27 м, осадка - 4,67 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: котломашинная, 2400
л.с., 1 вал. Вооружение: 3х1 75-мм орудия, 2х1 37-мм орудия, 200 мин. Экипаж:
- чел. История судна: Мобилизованное грузо-пассажирское судно
Стальной товаро-пассажирский параход "Великий князь Алексей" был заложен
г. на судоверфи R.& W.Hawthorn, Leslie & Co Ltd (Хебберн, Великобритания)
по заказу РОПиТ (строительный №298). Спущен на воду 05.08.1890 г., окончен постройкой
в августе 1890 г. Судно брало на борт 180 пассажиров, работало на линии Одесса-Батум.
Капитально отремонтирован в 1912. 30.07.1914 г. судно было мобилизовано,
вооружено и вошло в состав Черноморского флота как минный заградитель "Алексей".
16.12.1917 г. был переименован в "Пестель". С апреля 1918 г. находился
в порту на хранении. В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, в ноябре 1918
г. - белогвардейцами, а в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами и
12.03.1919 г. возвращен прежним владельцам. В октябре 1920 г. мобилизован вновь
и в качестве плавбазы включен в состав Морских Сил Черного Моря. В конце
1920 г. передан Мортрану. Входил в состав Черноморского государственного морского
пароходства СССР. Использовался только на коротких линиях Одесса - Николаев -
Херсон. С 18.04.1942 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного
судна. Участвовал в обороне Одессы, Керченско-Феодосийской десантной операции.
Пароход "Пестель" вывез в тыл более 20 тысяч раненых и 12 тысяч эвакуируемых
граждан. Всего за время войны "Пестель" совершил 186 боевых рейсов,
во время которых на судно сбросили более 500 бомб. Весной и летом 1943
г. пароход осуществлял грузовые перевозки между портами СССР и Турции, для чего
был разоружен. 19.06.1944 г. "Пестель" был торпедирован и потоплен
германской подводной лодкой U-20 (под командованием обер-лейтенанта цур зее Карл
Графена) на переходе из Трабзона в точке 41°03' с. ш. 39°42' в.д. На его борту
погибли 18 человек, 48 членов экипажа удалось спасти. 29.07.1944 г. был
исключен из списков Действующей армии. Этим судном командовали: - капитан
А. Я. Мачульский; - капитан С. Н. Кушнаренко. |