ТТД: Водоизмещение: 560 т. Размеры: длина - 42 м,
ширина - 7,2 м, осадка - 4,7 м. Скорость полного хода: 12 узлов. Дальность
плавания: 1300 миль при 9 узлах. Силовая установка: паровая машина, 700 л.с. Вооружение:
1х1 75-мм орудие, 1х1 37-мм орудие; с 1941 г.: 1х1 76,2-мм орудие и 2х1 45-мм
орудия, 2х1 7,62-мм пулемета; с 1943 г.: 2х1 45-мм орудия 21-К, 1х1 20-мм автомат
"Эрликон", 2х1 12,7-мм пулемета ДШК, 2х1 7,62-мм пулемета). Экипаж:
43 (с 1941 г. - 47) чел. История судна: Мобилизованный буксир
По заказу военного ведомства России в феврале 1914 г. на верфи АО "Сандвикский
корабельный док" в Гельсингфорсе началась постройка стального винтового ледокольного
"щитового" буксира среднего тоннажа "Добрыня" (строительный
№ 214). 12.12.1914 г. "Добрыня" был подготовлен к проведению ходовых
испытаний. В качестве портового ледокола он в этом же году вошел в состав судов
морской крепости императора Петра Великого в Ревеле. Во время Первой мировой
войны в связи включением в состав флота в качестве тральщиков волжских буксиров,
названных по именам былинных богатырей, "Добрыню" 28.11.1916 г., принятого
от Военного ведомства в состав БФ, переименовали в "Руслан". Буксир
вооружили одним 75-мм и одним 37-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулеметами, переклассифицировали
сначала в посыльное, а затем сторожевое судно. Весной 1918 г. в ходе Ледового
похода Балтийского флота (7-16 апреля) судно успешно использовалось в качестве
ледокола. "Руслан" совместно с "Ястребом" обеспечил переход
в Кронштадт восьми больших подводных лодок и транспорта. С лета 1918 года
по 01.06.1922 г. "Руслан" использовался как посыльное судно, участвуя
в операциях Красного Балтийского флота. С 26.05.1922 г. он находился в распоряжении
Морской пограничной охраны ОГПУ. 07.04.1924 г. "Руслан" был исключен
из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности.
Там судно переименовали, назвав "Кашалот". Пароход перешел в порт приписки
Архангельск и как ледокольный буксир был включен в состав судов Управления государственного
тралового и звериного промысла. С 1926 г. он в качестве буксирного парохода входил
в состав Северного государственного морского пароходства "Совторгфлота".
В период с 17.06 по 22.11.1926 г. "Кашалот" совершил переход из Архангельска
в Черное море и вошел в состав плавучих средств Одесского морского торгового порта.
В 1935 г. судно получило новое наименование "Петраш". С 1938
г. он в составе местного транспортного флота Одесского портоуправления числился
как пассажирский буксир. В началеВеликой Отечественной войны "Петраш"
был мобилизован, принят от НКМФ и зачислен 22.06.1941 г. в состав Черноморского
флота. Буксир был вооружен двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами. Буксир
осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Камыш-Бурун и порты Кавказа,
нес конвойную службу. 11.11.1942 г. "Петраш" был выведен из боевого
состава флота и переформирован в буксирный пароход плавучих средств Туапсинской
ВМБ. В 1943 г. буксир вооружили двумя 45-мм и одним 20-мм орудиями, а также двумя
12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами. 07.08.1943 г. буксир "Петраш"
с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля №105 следовал из Туапсе
в Геленджик. В 23.20 в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров,
на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован торпедными катерами,
входившими в состав 1-й флотилии Кригсмарине. Две из выпущенных торпед взорвались
на берегу; а одна попала в "Петраш". Судно затонуло в точке Ш=44°21',8;
Д=38°26',9, погибли 25 человек, 28 были спасены. 14.08.1943 г. буксир был исключен
из состава флота. В 2003 г. судно было обнаружено и обследовано тольяттинским
клубом "Нептун-Про". Буксир переломлен на две части вследствии попадания
торпеды. Надстройка отсутствует, носовая часть лежит верх килем, кормовая на киле
с креном 60°. Два якоря Холла в носу на своих местах. Хорошо видны два паровых
котла. В кормовой части огромный барабан с тросом, а также кассеты с глубинными
бомбами. На поверхность были подняты два иллюминатора. Глубина около 15 метров,
возвышение над грунтом около 6 метров. |