ТТД: Водоизмещение: 5540 т. Размеры: длина - 121,7
м, ширина - 17 м, осадка - 4,63 м. Скорость полного хода: 14 узлов. Дальность
плавания: 7800 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная, 3000 л.с.,
1 винт. Грузоподъемность: 280 тонн запчастей Производственная мощность:
225 000 н/ч в год. Экипаж: 193 чел., из них 150 рабочих. История
судна: Плавучая мастерская пр.304 Рассредоточенное базирование требовало
создание плавучей ремонтной базы более со- лидной, чем та, которая имелась
на ПБ. Русский флот до 1917 года имел в своем составе плавучие мастерские (ПМ).
Учитывая этот опыт, а также опыт применения ВМС США во время ВМВ на Тихом
океане, руководством ВМФ СССР было принято решение построить серию плавучих мастерских. Первой
послевоенной ПМ построенной в СССР стала ПМ пр.725 полным водоизмещением 4 600
тонн. Однако самыми массовыми плавмастерскими в ВМФ СССР стали ПМ "польской"
постройки различных проектов. Наиболее удачными и самыми массовыми плавмастерскими
"польской" постройки стали ПМ пр.300, 301, 303 и 304. Все они были построены
в Польше на Щецинской судоверфи. Их строительство велось с 1963 по конец 80-х
гг. Всего было построено более 40 единиц. Производственные мощности составляли
от 200 000 до 247 000 нормочасов в год. Полное водоизмещение этих ПМ составляло
от 2700 до 5600 тонн, одновальная главная энер- гетическая установка мощностью
2200 - 3000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 12-14 узлов. Ремонтников
в составе экипажа было от 100 до 160 человек. Первые ПМ имели даже оборони-
тельное вооружение, состоявшее из одной 57-мм артустановки ЗИФ-31Б и двух 25-мм
автоматов. Именно ПМ "польской" постройки активно использовались на
боевой службе с конца 60-х годов, обеспечивая все типы и классы боевых кораблей.
Плавучая мастерская проекта 304 конструктивно представляет из себя стальное
трёхпалубное судно с полубаком и удлинённой рубкой в корме. Судно разделено на
9 отсеков водонепроницаемыми переборками. Машинное отделение находится в кормовой
части. Главный дизельный двигатель 6 ZL 40/48 "Згода-Зульцер" мощностью
3128 л.с. при 530 об/мин работает на 1 винт фиксированного шага. Район плавания
- неограничен. Плавучая мастерская ПМ-9 была заложена 17.07.1969 г. на
судостроительном заводе "Сточня Щецинская им. Адольфа Варскего" в Щецине,
Польша (заводской №304/4). Спущена на воду 29.11.1969 г., вступила в строй 30.09.1970
г. Вошла в состав Черноморского флота. Входила в состав 472-й дивизион морских
судов обеспечения (ДНМСО) КЧФ. По разделу Черноморского флота в 1997 году
была передана ВМС Украины, где получила название "Краснодон" (бортовой
номер - U803). Впоследствии была переклассифицирована в корабль управления и переименована
в "Донбасс" (бортовой номер - U500). 20.03.2014 г. на корабле
управления "Донбасс", находившемся в Стрелецкой бухте Севастополя, был
спущен украинский и поднят российский флаг. 15.04.2014 г. корабль управления
"Донбасс" без флагов распознавания был выведен российскими буксирами
за пределы 12-мильной территориальной зоны и передан гражданским украинским буксирам
для его дальнейшей буксировки в Одессу. В конце сентября 2018 г. совместно
с буксиром Корец" ВМС Украины судно осуществило переход в п.Мариуполь на
Азовском море. 07.04.2022 г. во время специальной военной операции РФ на
территории Украины, ошвартованный у причала в порту Мариуполь корабль управления
"Донбасс" загорелся. В результате пожара в последующие сутки корабль
в значительной степени выгорел и затонул прямо у причала в порту Мариуполя. |