ТТД: Водоизмещение: 5400 т. Размеры: длина - 140,2
м, ширина - 14 м, осадка - м. Скорость полного хода: 16,5 узлов. Дальность
плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: котломашинная, 4800 л.с.,
1 вал. Пассажировместимость: 915 пассажиров - 125 первый класс, 90 второй класс,
700 третий класс. Экипаж: 141 чел. История судна: Мобилизованное
судно Пароход "Португаль" был построен на судоверфи Chantiers
Navals de La Ciotat французского порта Ла-Сьота и спущен на воду 25.07.1886 г.
Судно принадлежало французской компании Messageries Maritimes и предназначалось
для пассажирских и грузовых перевозок между Францией и Южной Америкой. 05.08.1887
г. "Португаль" отправился в свой первый рейс Ла-Плату. С 1899 по 1912
г. пароход ходил по маршруту в город Александрию. Затем до 1914 г. совершал рейсы
между Марселем и Одессой. 29.10.1914 г. находясь в порту Одессы, "Португаль"
подвергся бомбардировке турецкими судами, в результате чего погибли два члена
экипажа, а корабль получил пять пробоин. О возвращении в Марсель не было и речи
- он стал бы легкой жертвой для турок и германцев. В марте 1915 г. капитан судна
Леон Дюва получил предписание передать пароход вместе с командой в распоряжение
Российского Общества Красного Креста (РОКК). Этому предшествовал целый ряд переговоров,
которые вели председатель Главного управления РОКК гофмейстер Ильин А.А. и Августейшая
Председательница РОКК вдовствующая Императрица Мария Федоровна с руководителями
союзнической страны Франции. По распоряжению русского морского министерства
на судне был устроен госпиталь Красного Креста. На судне были оборудованы палаты,
рассчитанные на 500 человек. В персонал госпиталя входили уполномоченный, фармацевт,
заведующий хозяйством, трое врачей, 20 сестёр милосердия, 73 санитара и две горничные.
Старшей сестрой милосердия была баронесса Анна Фёдоровна Мейендорф. Экипаж судна
состоял из 141 моряков, русских и французов. В первый рейс в качестве госпитального
судна пароход отправился 27 (14) февраля 1916 года- судно направилось в Батум,
на Кавказский фронт, для перевозки по морю солдат из приморского корпуса генерала
Ляхова, успешно продвигавшегося вдоль Турецкого побережья в сторону Трапезунда.
Сестры милосердия во главе с Анной Мейендорф с воодушевлением приступили к своим
обязанностям, они подняли на борт 82 раненых солдата. Затем последовали второй,
третий, четвертый рейсы.Всего "Портюгаль" совершил пять рейсов, во время
которых он забирал раненых из Арташена, Ризе, Фахтии, Тирибона, Офы. Среди перевозимых
на судне пострадавших солдат, были и турки, которым оказывали помощь в полном
объеме, для них существовала отдельная - "турецкая" палата. Поздней
ночью 29.03.1916 г. "Португаль" в охранении миноносца "Строгий"
вышел из Ризе, и, прижимаясь к берегу, направился в порт назначения. Перевозка
раненых с берега на госпитальное судно производилась судовыми шлюпками "Португаля",
происходила очень медленно и была мучительна для раненых, т. к. судовые шлюпки
были совершенно неприспособленны для такой специальной цели и вообще были неудобны
для приставания к мелководному берегу открытого моря. Поэтому было решено придать
"Португалю" два десантных бота специально для перевозки раненых с берега
на судно, которые были приспособлены для приставания к мелководному берегу. Боты
эти были довольно громоздкие и "Португаль" не мог их поднять к себе
на палубу судовыми стрелами и кранами, а потому, уходя из Батума в свой роковой
последний рейс, пользуясь благоприятной погодой, взял их на буксир. На буксире
"Португаль" имел два десантных бота. Около 4 часов утра, 30.03.1916,
в нескольких милях от мыса Фиджи при повороте один из десантных ботов залило,
и он начал тонуть. Пароход остановился, плавсредства были подтянуты к борту, и
началась откачка воды. В этот момент с левого борта был обнаружен перископ
подводной лодки и след идущей на корабль торпеды. Первая торпеда прошла мимо и
лодка начала маневрирование для повторной атаки. Капитан парохода запретил вызывать
находившиеся невдалеке русские боевые корабли, считая, что отличительные знаки
Красного Креста являются достаточной гарантией для безопасности. Но командир
германской подводной лодки U-33 капитан-лейтенант Гансер вышел на повторную атаку.
Выпущенная лодкой вторая торпеда попала в середину парохода в районе машинного
отделения. Одновременно с торпедой взорвались и паровые котлы. Атака происходила
в момент приема–передачи вахты, и поэтому полностью погибли обе смены. Пароход
разломился пополам и начал тонуть. Примерно через минуту затонула носовая часть,
а вскоре вслед за ней и кормовая. Шлюпки спустить не успели. В последние секунды
перед затоплением матрос Паолини успел перерубить буксирный канат, и тем самым
сохранить от затопления буксировавшиеся десантные боты. Из 273 человек спасли
168 человек. Погибли 105 человек - 13 сестер милосердия, 24 человека медицинского
персонала, 50 русских и 18 французских членов экипажа. Среди них уполномоченный
общества Красного Креста граф Татищев Л.Л., старшая сестра милосердия баронесса
Мейендорф А.Ф., сестра милосердия баронесса Арнсгофен В.В., сестры милосердия
Медзыховская Г.Ю., Андроникова, Овчинникова, Александрова, Воронова, Лихтанская,
Селяева и другие. Всего спасено: 6 человек комсостава, 18 человек команды
и 72 человека из персонала Красного креста, то есть 96 человек. В числе спасенных
оказалась графиня Татищева Е.В., поэтесса, известная под псевдонимом Е. Минеева.
Ценою собственной жизни графиню спас фармацевт госпитального судна Александр Леонидович
Рытвинский, самоотверженно отдавший ей свой спасательный пояс. |