ТТД: Водоизмещение: 16000 т. Размеры: длина - 140
м, ширина - 17,12 м, осадка - 8,6 м. Скорость полного хода: 11,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: дизельная, 2800
л.с., 2 вала. Грузоподъемность: 10000 т. Экипаж: 46 чел. История
судна: Мобилизованный танкер Еще не была завершена постройка первых
отечественных танкеров "Азнефть" и"Грознефть", а жизнь страны
требовала скорейшего увеличения танкерного флоте. В связи с этим 07.11.1925 г.
на судостроительном заводе в Николаеве было заложено головное судно "Эмбанефть"
серии из шести танкеров. Первое судно сдали в 1929 г. Однако по некоторым причинам
постройка судов серии задержалась, и последний танкер "Донбасс" был
сдан только в 1938 г. Постройка осуществлялась под наблюдением Регистра СССР. Корпус
судна был построен по продольной системе и имел 20 танков и 20 летних цистерн
для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак,
полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. Вне танков корпус
построен по поперечной системе по правилам Английского Ллойда. По всей длине машинного
отделения суда имели двойное дно. В средней надстройке по бортам располагались
6 одноместных кают для помощников капитана, механиков и одна двухместная - для
практикантов. В средней части находились кают-компания, каюты первого помощника
капитана и старшого механика. Здесь же были каюта буфетчика, буфет, канцелярия,
санблок и помещение для аварийного агрегата. На шлюпочной палубе находились каюта
капитана, радиостанция, каюта радиста и лоцманская каюта. В полуюте располагались
каюты команды, кабинет старшего механика, столовая команды и помещение для сухой
провизии. На нижней палубе над ахтерликом были рефрижераторная кладовая и углекислотная
рефрижераторная установка холодопронзводицельностью около 7000 ккал/ч. Рулевая
машина - электрическая мощностью 17,6 кВт. Запасный рулевой привод паровоздушный
ручной Системы Девиса. Кормовой шпиль также электрический с двигателем мощностью
40 кВт. Расположенный на баке сухогрузный трюм обслуживался двумя электролебедками
с двигателями мощностью по 11 кВт. Грузовые и зачистные насосы находились
в специальном отделении е носовой части судна. Два грузовых электрических насоса
имели подачу по 250 т/ч при напоре 50 м вод.ст. Мощность электродвигателей по
62,5 кВт. Два эачистных поршневых электронасоса с вертикальными двигателями и
редукторами имели подачу по 65 т/ч при напоре 50 м вод. ст. Мощность двигателей
по 18,4 кВт. На судах было установлено по два главных четырехцилиндровых
двигателя мощностью по 1030 кВт (1400 л. с.) при частоте вращения 110 об/мин.
Двухтактные, компрессорные, крейцкопфные, реверсивные двигатели типа "Зульцер"
были построены Николаевским судостроительным заводом. Диаметр цилиндров 600 мм
при ходе поршней 1060 мм. Смазка цилиндров и компрессоров осуществлялась посредством
лубрикаторов, смазка движущихся частей - циркуляционная. Двигатели охлаждались
забортной водой. От коленчатого вала двигателя приводились продувочный
насос, компрессор, который мог обеспечивать оба двигателя при мощности 75 % номинальной,
насос системы охлаждения, масляный и трюмный насосы. Каждый двигатель имел валоповоротиый
привод с электродвигателем мощностью 3,3 кВт. Изготовление двигателей велось под
наблюдением Регистра СССР. Подшипники были залиты баббитом, дейдаудные трубы -
стальные. К дейдвудным трубам подводились охлаждающая вода и смазка. Гребные винты
четырехлопастные, стальные, цельнолитые. Электрическая станция состояла
из трех дизель-генератор-компрессоров. Генераторы постоянного тока напряжением
120 В мощностью 100 и 65 кВт приводились от двигателей типа "Зульцер"
с частотой вращения 300 об/мин, а генератор мощностью 32 кВт также постоянного
тока напряжением 120 В - от двигателя типа "Дейц" с частотой вращения
430 об/мин. Кроме того, имелся аварийный агрегат, состоявший из дизеля мощностью
6 кВт, генератора и компрессора. Дизель имел частоту вращения 1000 об/мин и запускался
вручную. Котельная установка располагалась на платформе машинного отделения.
Она состояла из двух вспомогательных котлов с мазутным отоплением и двух утилизационных.
Вспомогательные котлы огнетрубные, оборотные, утилизационные, вертикальные. Все
котлы рассчитаны на давление 0,6 МПа. Котельная установке обеспечивала отопление,
подогрев груза и подогрев воды в балластных танках. На судах имелись электроприводные
насосы, находившиеся в машинном отделении и в других отсеках. Среди них - поршневой
трюмный насос с подачей 35 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя
5,9 кВт; носовой поршневой балластно-пожарный насос с подачей 80 т/ч при напоре
30 м вод. ст. с мощностью двигателя 29 кВт; топливоперекачивающий насос с подачей
15 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 33 кВт; балластно-пожарный
центробежный насос с подачей около 100 т/ч при напоре 75 м вод. ст. с мощностью
двигателя 44 кВт и др. Танкер "Союз горнорабочих СССР" (серийный,
типа "Эмбанефть") был заложен 12.07.1927 г. на судостроительном заводе
им. А.Марти в Николаеве в 1930 г. (строительный №190). Спущен на воду 28.07.1929
г, сдан 07.11.1930 г. В 1934 г. танкер получил наименование "Серго".
С 1934 г. входил в состав пароходства "Совтанкер" (порт приписки
Туапсе). Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные
перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. С 18.04.1942 г. до 06.11.1943 г. числился
в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна. Вооружение судна
составляло четыре 45-мм орудия и два пулемета. 16.03.1942 г. судно (капитан
А. Н. Доценко), приняв в Батуми свыше 5 тыс. т горючего, отправилось в Севастополь
в охранении крейсера "Красный Крым" и эскадренного миноносца "Незаможник".
Через два дня, утром, воздушная разведка противника обнаружила конвой, а в полдень
12 самолетов напали на танкер. Атаки продолжались до позднего вечера, но успеха
не имели. Судно, уклонившись от 36 бомбовых ударов и двух торпед, благополучно
доставило груз в Севастополь. Но там во время очередного массированного авиационного
налета в него угодила бомба. На танкере возник пожар, вызвавший взрыв бензиновых
газов. Погибло несколько членов экипажа. При отражении атак "Юнкерсов"
зенитчики К. Д. Стояченко, Н. Г. Стус и В. М. Ткаченко сбили один из них. Горящий
танкер был отведен от причала. В результате восьмичасовой борьбы удалось потушить
пожар. 20.03.1942 г. силами экипажа была восстановлена электропроводка к вспомогательным
механизмам, и танкер, вырвавшись из кольца блокады, прибыл в порт Туапсе.
После войны был возвращен гражданский флот. В марте 1950 г. вышел в Антарктику,
где в районе Фолклендских островов передал на суда китобойной флотилии "Слава"
горючее и припасы, приняв на борт китовый жир. В 1956 г. был передан Дальневосточному
морскому пароходств, порт приписки - Владивосток. 01.01.1962 г. его передан на
баланс Петропавловского морского торгового порта (ПМТП) Камчатского государственного
морского пароходства для переоборудования под бункеровочную базу. В 1976
г. списан и сдан для разделки на металл. |