ТТД: Водоизмещение: 1460 т. Размеры: длина - 80 м,
ширина - 11,4 м, осадка - 3,25 м. Скорость полного хода: 14 узлов. Дальность
плавания: 2500 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная, 2800 л.с.,
2 винта. Экипаж: 61 чел. История судна: Судно контроля физических
полей пр.18061 Потребности ВМФ в маневренных средствах по размагничиванию
кораблей, по изменению и регулировке размагничивающих устройств, по контролю гидроакустического
поля кораблей удовлетворялись за счет создания плавучих станций специального назначения
- судов контроля физических полей (СФП). Концепция рассредоточенного базирования
потребовала дальнейшего значительного развития судов контроля за физическими полями
кораблей для выполнения работ в любых пунктах базирования. Опыт эксплуатации
первых плавучих станций показал, что возможно создание универсального СФП, приспособленного
для контроля как гидроакустического, так и электромагнитного полей. Вначале было
модернизировано судно пр.513 по пр.513М с установкой аппаратуры для контроля электромагнитного
поля, затем в 1966 году было выдано тактико-техническое задание в Зеленодольское
ПКБ на создание универсального СФП пр.1806. Главным конструктором этого судна
был Л.С. Цвирко, а главным наблюдающим - капитан 2 ранга Ю.Д. Макшанчиков. Судно
оснащалось всеми видами аппаратуры для замеров и контроля физических полей. Для
ее питания в режиме "Тишина" впервые стали использоваться дизель-генераторы,
размещенные в звукоизолирующих кабинах. Полное водоизмещение достигало уже 1 460
тонн, скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания 1 000 миль, автономность
15 суток. На судне имелась взлетно-посадочная площадка для временного базирования
легкого сухопутного вертолета типа Ка-26. Головное судно было построено
на ССЗ им. Горького в Зеленодольске в 1971 году. Дальнейшим его развитием стало
судно пр.18061, спроектированное в том же ПКБ коллективом, возглавлявшимся главным
конструктором А.П Мышакиным, главным наблюдающим от ВМФ был капитан 3 ранга Е.С.Кузнецов.
На этом судне при одинаковом водоизмещении удалось разместить более совершенную
аппаратуру для измерения полей и для решения специальных задач установить ЭВМ.
Судно этого проекта предназначено для проведения измерений следующих физических
полей: акустического, электромагнитного, электрического, магнитного, теплового
полей надводных кораблей и субмарин. Вооружения на борту судно не несет. Так же
судно оборудовано специальными устройствами для постановки и выборки забортных
тел измерительных систем. Головное судно этого проекта также было построено
на ССЗ им. Горького в г.Зеленодольске в 1983 году. Последний корабль этого проекта
был сдан ВМФ в 2005 году (СФП "Виктор Субботин"). Судно контроля
физических полей СФП-322 было заложено 22.01.1985 г. на Зеленодольском ССЗ (заводской
№304), спущено на воду 15.02.1987 г. Вступило в строй Черноморского флота 10.09.1987
г. Входило в состав дивизиона МРСО Черноморского флота, с базированием на
Южную бухту, Севастополь. 01.07.1997 году судно контроля физических полей
СФП-322 по разделу Черноморского флота было передано ВМС Украины, получив там
название "Северодонецк" (бортовой номер - U812). По своему прямому назначению
судно не использовалось, постоянно находясь у причалов. 20.03.2014 г. на
судне, находящимся в Севастополе, был спущен украинский и поднят российский флаг. 03.06.2014
г. судно контроля физических полей "Северодонецк" без флагов опознавания
был уведен российскими буксирами из Стрелецкой бухты Севастополя для передачи
украинской стороне за пределами 12-мильной зоны и дальнейшей его буксировки в
Очаков. Судно было списано в 2019 г., и в том же году разделано на металл. |