ТТД: Водоизмещение: 17600 т. Размеры: длина - 139,45
м, ширина - 17,37 м, осадка - 8,86 м. Скорость полного хода: 11 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах. Силовая установка: 2 дизеля, 2800 л.с. Грузоподъемность:
11150 т. Экипаж: 42 чел. История судна: Мобилизованный
танкер Два дизельных танкера-бензовоза большой грузоподъемности были заказаны
Нефтесиндикатом СССР в 1927 г. судостроительной компании Chantiers Navals Francais
в г. Бленвиль-сюр-Орн, Нормандия, Франция. Компания CNF отметилась в 1922 году
постройкой танкера Saint Boniface (грузоподъемностью 12 000 тонн), на тот момент
одного из самых больших в мире, по образцу которого и были созданы советские суда.
С советской стороны консультантом выступил известный инженер-кораблестроитель,
академик Алексей Николаевич Крылов. Контрактная грузоподъемность (от которой рассчитывалась
стоимость постройки) составляла 10 000 тонн, но французские судостроители допустили
ошибку при расчете метацентрической высоты судна (замеченную А.Н. Крыловым) и
фактически танкеры могли принимать до 11 200 тонн груза. Помимо 18 танков для
горючего суда имели сухогрузный трюм на 1000 т груза, две стрелы и грузовые лебедки.Стоимость
каждого судна равнялась 2 102 100 рублей золотом. Первое судно, получившее
наименование "Нефтесиндикат С.С.С.Р." (строительный №82) было передано
заказчику в ноябре 1928 года. Второе, названное "Советская нефть" (строительный
№83), вошло в строй в апреле 1929 года. Зимой 1929-1930 гг. танкер "Советская
нефть" сопровождал линейный корабль "Парижская коммуна" и крейсер
"Профинтерн", которые перешли из состава Балтийского флота на Черное
море. Затем танкер вошел в состав флота треста "Союзнефть", порт приписки
Одесса, и начал выполнять регулярные рейсы по перевозке топлива в порты советского
Дальнего Востока. В мае 1932 г., следуя после выгрузки с недегазированными
танками в Индийском океане на расстоянии около 100 миль от мыса Гвардафуй, участвовал
в спасении пассажиров и команды горящего французского теплохода "Georges
Philippar". С 1934 г. судно служило в составе Черноморского государственного
нефтеналивного пароходства "Совтанкер", порт приписки Туапсе. В 1934
г. танкер перименовали в "Баку" и какое-то время он ходил под этим именем.
В 1936-1937 гг. теплоход перевозил грузы в революционную Испанию. 07.07.1941
г. теплоход включили в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления
из Ростова. Во время Великой Отечественной войны он выполнял воинские и народнохозяйственные
перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. В 1941 г. судно активно использовалось
для перевозок топлива и различных грузов между различными портами. Летом 1941
г. после экстренно проведенных работ по дегазации грузовых танков, был использован
(вместе с другими черноморскими танкерами) для эвакуации запасов пшеницы из Феодосии
в порты Северного Кавказа. так же во время эвакуации Крымских объектов в августе
1941 г. танкер первым вывез из Ялты 1500 бочек коллекционного вина из винодельческих
подвалов "Массандры", часть санаторного имущества и оборудование санаториев
НКВД, РККА, табачные семена "Витим", лом цветных металлов и оборудование
Симеизской обсерватории. Кроме того, на палубу было посажено около 2000 человек
гражданского населения. 23.10.1941 г. "Советская нефть" шла в
составе конвоя (пароходы "В. Кутюрье", "В. Аванесов", несколько
тральщиков и сторожевых катеров) в Феодосийском заливе в районе мыса Киик-Атлама.
В 6 часов 58 минут конвой атаковал одиночный торпедоносец Heinkel He-111 из состава
6./KG26. Торпеда попала в левый борт судна между средней надстройкой и кормой,
в пробоину поступило 2160 т воды. Однако танкер сохранил ход и в 8 ч 15 мин самостоятельно
прибыл в Феодосийский порт, где приткнулся к пристани. 28.10.1941 г., после заделки
пробоин силами экипажа и откачки воды, сошел с грунта и прибыл в Севастополь для
выгрузки нефтепродуктов. Обратным рейсом танкер принял на борт 5000 т мазута,
500 т авиамасел в таре, 42 спецавтомашины, 2950 человек эвакуируемых и вечером
7 ноября вышел в море. 9 ноября он прибыл в Туапсе и после разгрузки встал на
ремонт. В марте 1942-го года танкер получил два попадания авиабомб при налете
немецких бомбардировщиков на судоремонтный завод Туапсе. Повреждения оказались
тяжелыми, "Советская нефть" была отбуксирована в Батуми для продолжения
ремонта. В июле-августе 1942 г. танкер как баржу использовали в перевозке грузов
из Батуми в Новороссийск и обратно. В 1943 г. чтобы обезопасить стоянку судов
в устье реки Хопи, поврежденные танкеры "Советская нефть" и "Иосиф
Сталин" посадили на грунт параллельно друг другу. С 18.04.1942 г.
до 21.03.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного
судна. Летом 1944 г. танкер был поднят, отремонитован и 25.09.1944 г. снова
включен в состав пароходства "Совтанкер". 25.10.1944 г. "Совнефть"
стала первым советским танкером, вошедшим в освобожденную Одессу - был доставлен
груз авиационного бензина. Затем теплоход стал перевозить в советские порты румынскую
нефть. После окончания Великой Отечественной войны танкер продолжил работать
на линии Черное море - Дальний Восток. 19.12.1947 г. "Советская нефть"
получила серьезные повреждения при взрыве в бухте Ногаево парохода "Генерал
Ватутин" (типа Liberty) - по неизвестным причинам на "Ватутине"
сдетонировал груз взрывчатки, перевозившейся для горных работ (по официальным
данным в трюмы было погружено 800 тонн тротила). Многие члены экипажа танкеры
были ранены, но погибших не было. В 1953 г. "Советская нефть" была передана
из Черноморского пароходства в Дальневосточное морское пароходство, в составе
которого работала еще более 10 лет. 31.12.1966 г. танкер передали на баланс
Главного управления рыбной промышленности. В 1978 г. судно было передано Владивостокскому
морскому рыбному порту как бункеровщик судов рыбной промышленности. В 1984 г.
теплоход списали. |