ТТД: Водоизмещение: 181 т. Размеры: длина - 24,75
м, ширина - 5,27 м, осадка - 2,67 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Силовая установка: котломашинная, 240 л.с. Экипаж: - чел. История
судна: Мобилизованный буксир Рейдовый буксир "Новороссийск"
был построен в 1891 г. ("Newall & Co St.Phillp's Ironworks", Бристоль,
Великобритания) для Общества Владикавказской железной дороги. Вошел в число
плавсредств Новороссийского порта в качестве спасательного буксирного парохода.
Основной работой буксира, кроме швартовки судов, была буксировка баржи с грузом
по различным портам Черноморского побережье, чаще всего в Геленджик и Анапу. 16.08.1914
г. призван по военно-судовой повинности в качестве спасательного судна. 01.12.1917
г. перешел на сторону Советской власти, в июле 1918 г. захвачен белогвардейцами.
После ухода белых из Новороссийска в 1920 г. мобилизован и включен в состав плавсредств
Морских сил Черного Моря. В 1921 г. возвращен Мортрану и поступил в распоряжение
Управления судоподъемных работ. В 1922 г. был переименован в "Чуговкопас"
, по имени одного из мысов на Черном море. С 1926 г. находился в распоряжении
Управления Новороссийского торгового порта. В 1932 г. буксир был переименован
в "Госстрах" и передан пароходству "Нефтетанкер". Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. Управлением порта сдан в Центральное управление
морского флота. Прошел капитальный ремонт в 1939 г. с переводом на нефтяное отопление.
С 22.06.1941 г. числился в составе Черноморского флота, вошел в состав
плавсредств Севастопольского военного порта под наименованием СП-19. В ноябре
1941 г. буксир ушел из Севастополя в Новороссийск, к июлю 1942 г. перебазировался
в Туапсе. Буксир "СП-19" участвовал в высадке десанта в Южную
Озерейку в феврале 1943 г., буксировал болиндер №6 с танками десанта, получил
повреждения от артогня противника, однако самостоятельно вернулся в Геленджик.
Отремонтирован к концу 1943 г. 17.06.1944 г. буксир СП-19 пропал в море
без вести со всем экипажем и 16.09.1944 г. был исключен из списков судов ВМФ.
Поднят Аварийно-спасательной службой ЧФ 17.01.1946 г. в районе Соленого
озера, а затем сдан на разборку. |