ТТД: Водоизмещение: 120 т. Размеры: длина - 26 м,
ширина - 5,1 м, осадка - 2,7 м. Скорость полного хода: 9 узлов. дальность
плавания: 656 миль при 7 узлах. Силовая установка: котломашинная, 200 л.с.
Экипаж: 10 чел. История судна: Буксир типа "Удалец" Принадлежит
к серии портовых ледокольных буксиров типа "Удалец", строившихся с 1889
г. по 1914 гг. в России, Финляндии и Швеции. Всего в период с 1895 по 1914 гг.
было построено не менее 38 судов типа "Удалец". В 1914-1916 гг. вступили
в строй еще 8 подобных буксиров, переоборудованных в тральщики. Корпус буксира
стальной, клепанный, с ледокольным форштевнем, разделялся 4 водонепроницаемыми
переборками на 5 отделений. Силовая установка - паровая машина двойного расширения,
с цилиндрическим двухтопочным котлом, работающая на 1 вал с четырехлопастным винтом
фиксированного шага. Буксир "Удалец" был построен в 1900 г. (Гельсингфорс,
Великое княжество Финляндское, ныне Хельсинки, Финляндия) по заказу Морведа. 09.06.1900
г. буксир отправился на самостоятельный перегон из Гельсингфорса по маршруту Гельсингфорс
– Фальмут – Кадикс – Гибралтар – Мальта – Стамбул – Севастополь. Менее чем за
месяц судно успешно дошло до острова Мальта (4 июля). 19.07.1900 г. "Удалец"
был осмотрен и принят у перегонной команды в Севастопольском порту. Дальний поход
маленького 100-тонного парохода, созданного исключительно для работы в порту да
к тому же с ледокольными обводами не только продемонстрировал отличные мореходные
качества, но явился подтверждением продуманности конструкции буксира, надежности
постройки корпуса и механизмов. Именно после этого перегона название "Удалец"
стало нарицательным. 01.05.1918 г. был захвачен в Севастополе германскими
войсками, в ноябре 1918 г. перешел в распоряжение белогвардейцев, а в декабре
того же года - англо-французских интервентов. С апреля 1919 г. входил в состав
белогвардейского флота. В ноябре 1920 г. захвачен войсками РККА и в декабре
того же года включен в состав Морских сил Черного моря. С 1922 г. входил в состав
плавсредств Главного военного порта. С 1924 г. - "Кооператор". 01.01.1932
г. был переименован в СП-6. Прошел капитальный ремонт с декабря 1939 г. по 1941
г. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия Черноморского
флота. Этим буксиром в разное время командовали: - капитан А.И. Фролов.
|