Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Военизированное судно "Торос"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2380 т.
Размеры: длина - 64,2 м, ширина - 14,2 м, осадка - 5,9 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 1625 миль на 14 узлах.
Силовая установка: котломашинная, 3200 л.с.
Экипаж: 65 чел.

История судна:
Мобилизованный ледокол

В марте 1913 г. в ГУКе состоялось заседание Техсовета Управления по рассмотрению результатов конкурса на вспомогательные суда по пятилетней программе, затем – особое совещание, членами которого являлись руководители Балтийского флота, портов и ГУК. Намеченные к постройке суда разделили на несколько групп, отдельно рассматривались суда для обслуживания Ревель-Поркалаудской крепости.

Планируемых к постройке ледоколов было всего два, назывались они ревельскими или ледоколами типа "Тармо". Первое название объяснялось предназначением – обслуживанием Ревельского военного порта и конвоированием в этом районе легких крейсеров и эсминцев, а второе – конструкцией судна, так как в предварительном задании, составленном в 1912 г., предполагалось, что ледоколы будут строиться "для плавания круглый год на Ревельском рейде и в Финском заливе", поэтому их набор и обшивка должны выполняться по типу таковых на "Тармо".

После окончательного согласования отдельных деталей проекта в начале июня 1914 г. с Обществом общества "Беккер и Ко" был подписан контракт на строительство 2 одинаковых ледоколов. Сдать ледоколы панировалось в Ревеле: первый - 10 июля, а второй - 10 сентября 1915 г.

Архитектурный вид ревельского ледокола напоминал ледокол "Тармо". Это было стальное 2-палубное судно с гладкой верхней палубой, 2-мачтовое и 2-трубное. В отличие от финского прототипа оно имело только 1 кормовой винт и 1 паровую машину. Корпус по длине разделялся на отсеки 7 поперечными водонепроницаемыми переборками. В носу и корме находились дифферентные балластные цистерны. Кроме того, в оконечностях по бортам были предусмотрены 3 креновые цистерны. Двойное дно, простиравшееся от 30-го до 108-го шпангоута, имело высоту 0,90 м. В нем размещались 4 водяные цистерны, которые использовались для балласта и запаса пресной воды для котлов.Литые штевни судна ниже ГВЛ имели ледокольную S-образную форму. Шпация в носовой и кормовой частях судна составляла 400, в средней части (30-122 шп.) - 450 мм. Наружная обшивка имела 9 поясов, которые набирались из листов толщиной в средней части 10–17, а в оконечностях - 12-19 мм. Ледовый (6-й) пояс простирался по всей длине судна в районе ГВЛ, на ширину 1,90 м, в том числе на 1,40 м - ниже ватерлинии. Толщина стальных листов этого пояса составляла 25 мм в оконечностях и 22 мм в средней части корпуса. По условию контракта, крепость корпуса ледокола должна была быть такой, чтобы "ходить в гладком ледяном поле толщиной до 0,9 м без повреждений". Все жилые помещения располагались на главной палубе. Каюты находились в корме и средней части по бортам; в носовой оконечности находились 3 помещения для матросов и кочегаров.

Силовая установка включала в себя 1 паровую машину 3-го расширения и 4 цилиндрических огнетрубных котла. Котлы располагались эшелонно в 2 котельных отделениях. Силовая установка должна была развивать мощность не менее 3 тыс. л.с., что позволяло судну идти 14-узловым ходом при состоянии моря до 4 баллов. Надстройка на верхней палубе включала в себя дежурную и штурманскую рубки и 2 мостика - большой над дежурной рубкой, крылья которой, расположенные на уровне борта, имели полурубки, и так называемый "летучий" - над штурманской рубкой. У фок-мачты устанавливалась грузовая паровая лебедка (3 т), в кормовой части - буксирное устройство с буксирной лебедкой (7,5-15 т), которую можно было использовать и для грузовых операций (5 т). На отдельных шлюпбалках размещались моторный катер, спасательный вельбот, рабочая шлюпка и ял. Ледокол имел 2 небольших грузовых трюма, рефрижераторный трюм (камеру объемом 100 м) и 2 бортовые угольные ямы, вмещавшие 180 т топлива.

Военное предназначение судна ограничивалось противоминным устройством, которое должно было монтироваться в носу, и проложенными на верхней палубе вдоль бортов рельсами для установки мин заграждения (в кормовой части эти рельсовые пути были съемными). Экипаж судна состоял из 65 человек - 6 строевых офицеров (включая командира), 1 механика, 5 машинистов, радиста, боцмана, повара и 50 человек команды).

Ледокол "Торос" был заложен на судоверфи Беккер и Ко., Ревель. Спущен на воду в 1916 г. В 1918 г. переведен для достройки в Петроград. Второй же недостроенный ледокол остался в Ревеле. После десятилетнего отстоя у причала ледокол "Торос" был достроен на заводе им. А.Марти, сдан заказчику 24.12.1929 г. Ледокол был переведен на Черное море и вошел в состав судов ЧГК Совторгфлота, а затем - Черноморского государственного морского пароходства. В 1931 г. принимал участие в спасении парохода "Ильич", в 1933 г. - в спасении парохода "Харьков", а в 1937 г. - в переводе цельносварного дока грузоподъемностью 5000 т, построенного в Николаеве, на Дальний Восток.

На 22.06.1941 г. находился в ремонте, однако оставался на ходу. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 24.08.1943 г. по 16.09.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна.

С 1948 г. входил в состав Одесского портофлота. Выведен из эксплуатации в 1967 г. и сдан для разделки на металл.

Этим судном в разное время командовали:
- капитан Омельянов Иван Кондратьевич (02.1942-1950).

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте