ТТД: Водоизмещение: 2380 т. Размеры: длина - 64,2
м, ширина - 14,2 м, осадка - 5,9 м. Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 1625 миль на 14 узлах. Силовая установка: котломашинная,
3200 л.с. Экипаж: 65 чел. История судна: Мобилизованный
ледокол В марте 1913 г. в ГУКе состоялось заседание Техсовета Управления
по рассмотрению результатов конкурса на вспомогательные суда по пятилетней программе,
затем – особое совещание, членами которого являлись руководители Балтийского флота,
портов и ГУК. Намеченные к постройке суда разделили на несколько групп, отдельно
рассматривались суда для обслуживания Ревель-Поркалаудской крепости. Планируемых
к постройке ледоколов было всего два, назывались они ревельскими или ледоколами
типа "Тармо". Первое название объяснялось предназначением – обслуживанием
Ревельского военного порта и конвоированием в этом районе легких крейсеров и эсминцев,
а второе – конструкцией судна, так как в предварительном задании, составленном
в 1912 г., предполагалось, что ледоколы будут строиться "для плавания круглый
год на Ревельском рейде и в Финском заливе", поэтому их набор и обшивка должны
выполняться по типу таковых на "Тармо". После окончательного согласования
отдельных деталей проекта в начале июня 1914 г. с Обществом общества "Беккер
и Ко" был подписан контракт на строительство 2 одинаковых ледоколов. Сдать
ледоколы панировалось в Ревеле: первый - 10 июля, а второй - 10 сентября 1915
г. Архитектурный вид ревельского ледокола напоминал ледокол "Тармо".
Это было стальное 2-палубное судно с гладкой верхней палубой, 2-мачтовое и 2-трубное.
В отличие от финского прототипа оно имело только 1 кормовой винт и 1 паровую машину.
Корпус по длине разделялся на отсеки 7 поперечными водонепроницаемыми переборками.
В носу и корме находились дифферентные балластные цистерны. Кроме того, в оконечностях
по бортам были предусмотрены 3 креновые цистерны. Двойное дно, простиравшееся
от 30-го до 108-го шпангоута, имело высоту 0,90 м. В нем размещались 4 водяные
цистерны, которые использовались для балласта и запаса пресной воды для котлов.Литые
штевни судна ниже ГВЛ имели ледокольную S-образную форму. Шпация в носовой и кормовой
частях судна составляла 400, в средней части (30-122 шп.) - 450 мм. Наружная обшивка
имела 9 поясов, которые набирались из листов толщиной в средней части 10–17, а
в оконечностях - 12-19 мм. Ледовый (6-й) пояс простирался по всей длине судна
в районе ГВЛ, на ширину 1,90 м, в том числе на 1,40 м - ниже ватерлинии. Толщина
стальных листов этого пояса составляла 25 мм в оконечностях и 22 мм в средней
части корпуса. По условию контракта, крепость корпуса ледокола должна была быть
такой, чтобы "ходить в гладком ледяном поле толщиной до 0,9 м без повреждений".
Все жилые помещения располагались на главной палубе. Каюты находились в корме
и средней части по бортам; в носовой оконечности находились 3 помещения для матросов
и кочегаров. Силовая установка включала в себя 1 паровую машину 3-го расширения
и 4 цилиндрических огнетрубных котла. Котлы располагались эшелонно в 2 котельных
отделениях. Силовая установка должна была развивать мощность не менее 3 тыс. л.с.,
что позволяло судну идти 14-узловым ходом при состоянии моря до 4 баллов. Надстройка
на верхней палубе включала в себя дежурную и штурманскую рубки и 2 мостика - большой
над дежурной рубкой, крылья которой, расположенные на уровне борта, имели полурубки,
и так называемый "летучий" - над штурманской рубкой. У фок-мачты устанавливалась
грузовая паровая лебедка (3 т), в кормовой части - буксирное устройство с буксирной
лебедкой (7,5-15 т), которую можно было использовать и для грузовых операций (5
т). На отдельных шлюпбалках размещались моторный катер, спасательный вельбот,
рабочая шлюпка и ял. Ледокол имел 2 небольших грузовых трюма, рефрижераторный
трюм (камеру объемом 100 м) и 2 бортовые угольные ямы, вмещавшие 180 т топлива. Военное
предназначение судна ограничивалось противоминным устройством, которое должно
было монтироваться в носу, и проложенными на верхней палубе вдоль бортов рельсами
для установки мин заграждения (в кормовой части эти рельсовые пути были съемными).
Экипаж судна состоял из 65 человек - 6 строевых офицеров (включая командира),
1 механика, 5 машинистов, радиста, боцмана, повара и 50 человек команды). Ледокол
"Торос" был заложен на судоверфи Беккер и Ко., Ревель. Спущен на воду
в 1916 г. В 1918 г. переведен для достройки в Петроград. Второй же недостроенный
ледокол остался в Ревеле. После десятилетнего отстоя у причала ледокол "Торос"
был достроен на заводе им. А.Марти, сдан заказчику 24.12.1929 г. Ледокол был переведен
на Черное море и вошел в состав судов ЧГК Совторгфлота, а затем - Черноморского
государственного морского пароходства. В 1931 г. принимал участие в спасении парохода
"Ильич", в 1933 г. - в спасении парохода "Харьков", а в 1937
г. - в переводе цельносварного дока грузоподъемностью 5000 т, построенного в Николаеве,
на Дальний Восток. На 22.06.1941 г. находился в ремонте, однако оставался
на ходу. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 24.08.1943
г. по 16.09.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного
судна. С 1948 г. входил в состав Одесского портофлота. Выведен из эксплуатации
в 1967 г. и сдан для разделки на металл. Этим судном в разное время командовали: -
капитан Омельянов Иван Кондратьевич (02.1942-1950). |