ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина - 105,8 м,
ширина - 11,8 м, осадка - 7,0 м. Скорость полного хода: 12,5 узлов. Силовая
установка: 1 паровая машина мощностью 2250 и.л.с., 1 вал. Грузоподъемность:
2320 тонн. Экипаж: 45 чел. История судна: Мобилизованный
грузо-пассажирский пароход Стальной трёхпалубный парусно-винтовой товаро-пассажирский
пароход "Port Augusta" был заложен в Ньюкасле, Шотландия, компанией
Tyne Iron Shipbuilding Co. на судоверфи Willington Quay (заводской №59) в 1885
г. Спущен на воду 29.09.1886 г., и 11.12.1886 г. передан заказчику - британской
судоходной компании William Milburn & Co., Лондон. Скорость полного
хода до 12,5 узлов, экономический ход - 10 узлов. В качестве вспомогательного
движителя могли использоваться паруса, размещённые на трёх мачтах. Имелись каюты
на 42 и 25 мест I и II классов, и 200 мест - для палубных пассажиров III классов.
Пароход отправился в свой первый рейс 11.12.1886 г. на линию, связывающую
Великобританию и Австралию. Последний рейс был завершён 25.10.1890 г. С началом
навигации 1891 г. пароход в эксплуатацию не вводили, так как из-за засухи в Австралии
товарооборот сильно просел, и с февраля 1891 г. он находился на приколе, пока
им не заинтересовались представители российского РОПиТа. В начале мая 1891
г. пароход выкупило Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). После чего
его перевели на верфи R&W. Hawthorn Leslie & Co. в Ньюкасле для капитального
ремонта. 10.05.1891 г. пароходу дали новое название - "Царица". По прибытии
парохода на Чёрное море, портом приписки была определена Одесса. Во время
"боксерского" восстания в Китае по фрахту Военного ведомства от 03.07.1900
г. доставил подкрепления из Одессы, выйдя из порта 26.08.1900 г. (к 26.09.1900
г. - проследовал в Сингапур, откуда далее шел под конвоем крейсера "Рюрик");
к 14.10.1900 г. прибыл в Порт-Артур, где, в соответствии с договором между РОПиТом
и РОКК от 22.08.1900 г. и по 12.12.1900 г., был переоборудован в плавучий лазарет
(в дальнейшем договор был проден по 19.03.1901 г.). Затем, приняв раненых, ушел
во Владивосток, куда прибыл 28.10.1900 г. и поступил по снабжению в систему Морского
ведомства, а по медицинскому обеспечению - в распоряжение Владивостокского морского
госпиталя. Плавучий госпиталь был оснащён самым современным по тем временам
оборудованием. На нём были организованы: 12 мест для лечения офицеров и 180 мест
для лечения младших чинов в трёх общих палатах, причём палата №2 имела оборудованный
перевязочный пункт и отдельный микроскоп. На госпитальном судне также были организованы:
операционная, аптекарский пункт, общая столовая для больных, комнаты отдыха и
каюты проживания для медицинского персонала, технические помещения. Во всех помещениях
имелось как керосиновое, так и электрическое освещение. Судно окрасили по всем
нормам Красного Креста. Далее совершил несколько рейсов за раненым, придя
17.11.1900 г. в Таку, 19.11 и 28.11.1900 г. в Порт-Артур, затем вновь в него 19.02.,
24.02. и 19.03.1901 г.; заходил также в Нагасаки (31.11.1900 г.) и в Шанхай (18.02.1901
г.); вопреки ряду публикаций, в боевых действиях не участвовал. 19.03.1901 г.,
сдав госпитальное имущество, но приняв, по фрахту Военного ведомства, выздоравливающих
раненых и увечных воинов, ушел в Одессу. Всего на местных дальневосточных рейсах
перевез раненых: офицеров - 11, "нижних чинов" - 770. По приходу в Одессу
с 17.05.1901 г. пароход возвратился к коммерческим рейсам. 25.02.1915 г.
пароход был мобилизован в Черноморский флот Российской империи и использовался
как транспорт под названием "Транспорт №75". Состоял в 3-м отряде транспортов
(капитан 2-го ранга фон-Липхарт) Транспортной флотилии Черного моря. Утром
19.10.1916 г., когда пароход приближался к Констанце с 880 тонн интендантского
груза из Одессы, он был торпедирован северо-восточнее этого порта немецкой подводной
лодкой UB-42. После попадания первой торпеды в борт, пароход остался на плаву.
Подоспевшие тральщики и миноносцы из Констанцы попытались отбуксировать его, но
после попадания второй торпеды, выпущенной с дистанции 250 метров, он критично
осел, после чего затонул к северо-востоку от мыса Мидия. Все находившиеся на борту
были спасены. В настоящее время лежащий на дне остов парохода обозначен
на морских картах как "подводное препятствие с возвышением над грунтом на
4 м" с координатами - 44°31' с.ш. 29°16' в.д. |