ТТД: Водоизмещение: 6700 т. Размеры: длина - 112,2
м, ширина - 15,6 м, осадка - 5,79 м. Скорость полного хода: 14,5 узлов.
Дальность плавания: -- миль на -- узлах. Силовая установка: дизельная двухвальная,
2 х 2000 л.с. Пассажировместимость: 518 классных мест, 125 сидячих мест, 317
палубных мест. Экипаж: 76 чел. История судна: Мобилизованный
теплоход Судно из серии крымско-кавказских теплоходов. В 1925 г. были заложены
все суда, намеченные к постройке перспективным планом 1923 г. По техническому
заданию Совторгфлота проектированием "крымчаков" занималась группа конструкторов
во главе с Я. Копержинским. Чертежи корпуса и общего расположения разрабатывали
М. Денисов, И. Яковлев, рефрижераторной установки - А. Дефабр, машинного отделения
- П. Титов и 3. Аронштам, корпус рассчитывал М. Ловягин. Для консультации конструкторов
Совторгфлот командировал в Ленинград опытных капитанов и механиков, длительное
время плававших на товаро-пассажирских судах этой пинии. Их советы и рекомендации
помогли конструкторам лучше понять особенности перевозки груза на пассажирском
судне, создать условия комфорта для пассажиров и экипажа. В результате
совместных усилий заказчика, конструкторов и эксплуатационников были сформулированы
окончательные требования на новое судно, как на почтово-товаро-пассажирский теплоход,
предназначенный для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном
море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано 550 пассажирских мест 1,
2 и 3-го классов, а для членов команды - двухместные каюты с одноярусными койками,
расположенные в средней части теплохода над машинным отделением. Трюмы рассчитывались
на прием 1000 тонн генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов или фруктов.
Когда конструкторы прикинули компоновку жилых и грузовых помещений, оказалось,
что, выполняя требуемые условия комфорта для пассажиров и команды, они не вписываются
в заданную длину судна 100 м. Увеличить осадку у теплохода более 5,79 м из-за
малой глубины Керченского порта конструкторы не могли. Оставалось одно - удлинить
на 10 м корпус, на что и было получено согласие заказчика. В марте 1926
г. конструкторы передали всю проектную документацию Балтийскому заводу и судостроительному
заводу Круппа "Дойче Верфт" в Гамбурге, которому Совторгфлот заказал
постройку двух теплоходов этой серии. Рабочие чертежи выполнялись на заводах,
поэтому между "Грузией" и "Крымом", изготовленными в Германии,
и советскими теплоходами есть некоторое различие. По предложению представителя
Совторгфлота балтийцы закрыли пространство между кормовой рубкой и средней надстройкой,
что несколько повысило центр тяжести судна. Поэтому для придания ему остойчивости
в междудонное пространство пришлось заложить 120 тонн твердого балласта. Конструкторы
Круппа сохранили общее расположение и внешний вид в соответствии с проектом, лишь
немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым, в результате при испытаниях
"Крым" и "Грузия" показали проектную скорость, хотя на них
стояли дизели немецкого производства меньшей мощности - 2х1900 л.с., по сравнению
с нашими двигателями 2х2000 л.с., разработанными на заводе "Русский дизель". Теплоходы
типа "Абхазия" были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими
судами советской постройки тридцатых годов ХХ века. Двухвальная энергетическая
установка включала два двигателя завода "Русский дизель", работавших
каждый на свой гребной винт. Конструктивно это были стальные, двухпалубные, с
протяженной средней надстройкой суда. Корпус клепаной конструкции подразделялся
на девять водонепроницаемых отсеков. Для размещения 1560 т генерального и 100
т рефрижераторного груза на судах предусматривались шесть трюмов, холодильники
и два твиндека. Крымско-кавказские теплоходы были до войны нашими самыми
крупными и самыми лучшими пассажирскими судами. Они получили очень высокую оценку
и у зарубежных специалистов. Не случайно, когда испанцы заказали заводу Круппа
два пассажирских теплохода, немцы взяли за основу "Канариаса" и "Балеариаса",
которые курсировали между портами Испании и Канарскими и Балеарскими островами,
проект наших "крымчаков". Их конструкция легла и в основу "Дагестана"
и "Туркменистана" - двух теплоходов для Каспийского моря. Опыт их эксплуатации
крайне пригодился при проектировании пассажирских судов послевоенной постройки. Грузо-почтово-пассажирский
теплоход "Украина" был заложен в декабре 1927 г. на Балтийском заводе,
Ленинград (строительный №185). Вступил в строй в строй в 1931 г. Находился
в составе судов Черноморского морского пароходства. 27.07.1941 г. был включен
в состав Черноморского флота в качестве транспорта. 02.07.1942 г. потоплен
германской бомбардировочной авиацией у причала Новороссийске. Этим судном
командовали: - капитан П.А. Половко. |