ТТД: Водоизмещение: 4150 т. Размеры: длина - 85,65
м, ширина - 11,74 м, осадка - 5,59 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль. Силовая установка: котломашинная установка George
Clark Ltd., 1100 л.с. Экипаж: 31 чел. История судна: Мобилизованное
грузовое судно Грузовой стальной пароход "Dore" был заложен на
судоверфи Deptford Yard компании Sir James Laing & Sons Ltd. в Дэптфорде (Великобритания),
офф. номер 148353, строительный №692. Спущен на воду 04.11.1926 г., окончен строительством
12.01.1927 г. Первоначально вошел в состав грузового флота компании Sir
James Laing & Sons Ltd., Сандерленд (Великобритания), в 1930 г. судно было
продано компании Harries Bros. & Co. Ltd., Сандерленд (Великобритания). Приобретен
СССР в 1931 г. и вошел в состав БГК Совторгфлота под названием "Ураллес",
порт приписки - Ленинград. В 1932 г. пароход передали в состав Черноморского морского
пароходства. Портом приписки стала Одесса, а с 1936 г. - Новороссийск. С
27.07.1941 г. числился в составе Черноморского флота в качестве транспорта. По
заданию командования судно с 1000 эвакуируемыми гражданами Одессы направили в
Николаев. Там приняв 1000 т зерна, судно зашло в Одессу, где приняло дополнительно
на борт еще 1500 эвакуируемых граждан и, взяв на буксир корпус ремонтирующегося
парохода "Георгий Димитров" забитого до отказа военными грузами, ушло
в Керчь. Оставив на Керченском рейде "Георгия Димитрова", "Ураллес"
направился в Новороссийск. Сдав там груз и пассажиров, судно вернулось в Одессу.
Здесь пароход принял на борт 800 т заводского оборудования и 850 человек рабочих
с семьями. Взяв на буксир пароход "Балаклава", груженый заводским оборудованием
и материалами, "Ураллес" благополучно прибыл в Новороссийск. Из-за отсутствия
рулевого управления на буксируемых судах эти два рейса были очень тяжелыми. И
так до октября 1941 г. пароход "Ураллес" ходил в Одессу с воинским пополнением
и боеприпасами и увозил оттуда людей и грузы. Последний раз он ушел из Одессы
в Севастополь 14.10 взяв на борт 1200 бойцов и 650 т армейского груза. Позже,
доставив из Новороссийска в Феодосию боеприпасы, транспорт был направлен в Евпаторию
для вывоза зерна. Прибыв на Евпаторийский рейд в ночь на 29.10, начал с
лагун погрузку пшеницы. Утром было получено приказание вернуться в Севастополь.
Приняв всего 300 т зерна, судно пошло в главную базу флота. Однако вскоре с военного
катера было получено указание, вернуться на рейд и принять на буксир три парусных
судна и катер с военными грузами. Начав их буксировку, на рейде на караван днем
29.10.1941 г. совершили налет немецкие самолеты. В результате звездного налета
около 30 бомбардировщиков противника транспорт "Ураллес" (капитан И.Ф.
Короткий) получил прямое попадание бомб в трюм №2, в командный мостик с правого
борта и в машинное отделение. В течение всего 5 минут судно погрузилось в воду,
сев носовой частью на грунт в точке 45°10'N 33°24'E, покрывшись водой на три четверти
длины парохода. Все люди были посажены в шлюпки, забраны проходящим катером и
доставлены в Севастополь. При бомбежке один человек погиб и пять были легко ранены.
30.10.1941 г. транспорт был исключен из списков флота. В дальнейшем был
взорван немцами для устранения помех работе порта. В настоящее время корабельные
конструкции судна находятся на песчаном дне вблизи Евпатории на глубине 12 метров. |