ТТД: Водоизмещение: 9900 т. Размеры: длина - 124,05
м, ширина - 16,76 м, осадка - 8,10 м. Скорость полного хода: 11 узлов.
Дальность плавания: - миль. Силовая установка: 2 дизеля, 2 вала. Экипаж:
42 чел. История судна: Мобилизованный танкер В апреле
1932 г. для норвежской компании "A/S Eidsiva (Sverre Ditlev-Simonsen)"
из Осло на верфи "AB Gotaverken" в Гетеборге (Швеция) был построен двухвинтовой
наливной теплоход "Eidsvold" (строительный №449). В этом же году теплоход
был куплен Советским Союзом и получил своё наименование в память умершего в 1930
г. видного государственного и партийного деятеля СССР Варлаама Александровича
Аванесова. Теплоход вошел в состав объединения "Союзнефть", порт приписки
- Одесса. С 1934 г. судно находилось в составе Черноморского государственного
нефтеналивного пароходства "Совтанкер", порт приписки - Туапсе. В 1937
г., выполняя очередной заграничный рейс, теплоход спас 70 человек с потопленного
испанского судна. Начало Отечественной войны застало танкер в Одессе. 07.07.1941
г. танкер включили в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления
из Ростова. С 27.07 по 12.12.1941 г. судно числилось в составе ЧФ в качестве военного
танкера. Судно доставляло в прифронтовые порты горючее, военную технику,
боеприпасы. 25.10.1941 г. танкер, приняв в Новороссийске войсковое подразделение
с техникой, доставил его в Севастополь. В конце 1941 г. Бассейновое управление
получило правительственное распоряжение перегнать три крупных танкера и ледокол
из Черного моря на Дальний Восток. 25.11.1941 г. караван в составе танкеров "Сахалин",
"Туапсе", "Варлаам Аванесов" и ледокола "А. Микоян"
под покровом ночи снялся из Батуми и взял курс на Босфор. До Турции суда сопровождали
лидер "Ташкент" и эскадренные миноносцы "Способный" и "Сообразительный".
Караван прибыл в Стамбул, и каждое судно должно было продолжить путь самостоятельно.
В темную туманную ночь он снялся с рейда Стамбула и укрылся в маленькой
бухточке Принцевых островов, расположенных в Мраморном море, на всякий случай
оформив отход в Батуми. 19.12.1941 г . "Варлаам Аванесов" снялся с якоря.
Время было рассчитано так, чтобы Дарданеллы пройти засветло и в Эгейское море
войти ночью. В 21.30 "Варлаам Аванесов" миновал пролив и лег на основной
курс. Внезапно в стороне раздался взрыв. Прошло еще несколько минут, и вдруг танкер
резко подбросило вверх, из-под кормы взлетел высокий столб огня, дыма, вспененной
воды. Германская подводная лодка "U 652", промахнувшись первыми
торпедами, четвертую она послала точно в цель. Командир немецкой субмарины решил
атаковать из надводного положения. В 21:34 лодка выпустила три торпеды, но промахнулась.
Вероятно, их взрывы и слышали на "Аванесове", когда торпеды врезались
в берег. В 21:50 U 652 повторила атаку. С дистанции в 1 000 м она выпустила одну
торпеду, которая поразила цель спустя 46 секунд. С подлодки наблюдали столб воды
от взрыва у борта танкера. Затем танкер развернуло по ветру и он стал садиться
в воду кормой, затонув в 2,5 милях от мыса Бабакале острова Тенедос. Его экипаж
спустил шлюпки и начал грести к суше. Капитан танкера сделал последнюю запись
в судовом журнале: "22.20. Корма погрузилась в море по мостик. Все оставили
судно". Погиб один человек. 23 декабря 1941 года экипаж танкера прибыл
в Стамбул, а оттуда на Родину. |