ТТД: Водоизмещение: 4460 т. Размеры:
длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м. Скорость полного хода: 35,5
узлов. Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах. Силовая установка:
72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта. Вооружение до модернизации:
2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК "Волна" (32 ракеты), 1х5 533-мм
торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000 Вооружение после
модернизации: 2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 "Уран", 1х2 76-мм
артустановка АК-726, 2х2 ЗРК "Волна" (32 ракеты), 1х5 533-мм торпедный
аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 Экипаж: 22 офицера, 244
старшин и матросов. История корабля: Большой противолодочный
корабль пр.61М Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового
кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от
ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных
комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной
установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического
задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было
утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии
с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак
низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так
же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море. На основании
ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование
нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря
1956 г. Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования,
в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана
наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения
вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать
на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских
комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных
проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических
станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном
обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе)
и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя. Из
ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка
показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической
установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект
ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием
на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить
водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных
управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые
в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ,
предназначенной для использования на всех режимах плавания. Основные тактико-технические
элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза
ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование
корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский.
Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного
кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов. В
ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных
ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь -
модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин),
которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения,
подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР.
Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав
ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения
подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый),
систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе
наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных
газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых
порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте
для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми
агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на
100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки
ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г. Для привода
главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов
с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер".
В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора
ДГ-200. Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис)
гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности
и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД). Для получения заданной в ТТЗ
скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины
к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования,
несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям
ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых
условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от
45 шп. до транца. Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных
устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести
корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем
управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных
трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из
условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах,
а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их
с воздухом в кожухе трубы. Корпус корабля был разделен главными поперечными
водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ
(носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому
агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались
вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители
и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около
80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70
т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных
котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным.
Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной
энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды,
что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения
корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового
поста в основном корпусе корабля на нижней палубе. Находясь на главном командном
посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку,
управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия.
В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем
для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей
с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях,
управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов
дистанционного управления. Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают
офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и
лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью
общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке
с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко
всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись
только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации
и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий
кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики. Таким образом
впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была
очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые
и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость
хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-ти узловую скорость экономического хода,
при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря
ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных
перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно
большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой
мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими
котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли
этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном
кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно
для кораблей классов эсминец н крейсер. Большой противолодочный корабль
"Сметливый" 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в
Николаеве (заводской №1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского
Флота. 06-12.03.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия), 26.09-01.10.1973
г.- в Сплит (Югославия), 09-13.08.1974 г. - в Варну (Болгария), 26.06-01.07.1980
г.- в Тунис. 19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.
01.06.1992 г. корабль был переклассифицирован в сторожевой корабль (СКР), "Сметливый"
был модернизирован в 1990-95 гг. по пр.01090. Главной особенностью этой модернизации
стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300 "Кайра",
антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий
комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой
след субмарины противника. На корабле демонтировали кормовую артиллерийскую башню
и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки
разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных
РЛС и систем управления для ПКР. А в 2002 г. на месте двух РБУ-1000 установили
8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”. В 2003
году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских
учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии. В
2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске. В период 30.10-19.11.2011
корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях "Иониекс-2011"
в Средиземном море. В период с 01.04.2012 г. по 31.05.2012 г. корабль выполнял
задачи в восточной части Средиземноморья, в непосредственной близости от берегов
Сирии, с деловым заходом посетил сирийский порт Тартус, прошел более 11000 морских
миль. В период с 10.07.2012 г. по 30.07.2012 г. "Сметливый" в
составе отряда боевых кораблей Черноморского флота участвовал в масштабных морских
учениях трех флотов - Черноморского, Северного и Балтийского - в акватории Средиземного
моря, совершив заход в кипрский порт Лимассол. В период с 18.10.2012 г.
по 05.02.2013 г. корабль находился в составе соединения кораблей и судов в Средиземном
море, принял участие в совместных учениях с ВМС Италии "Ионекс-2012".
За это время "Сметливый" посетил порты Кипра и Греции. В период
с 12.09.2013 г. по 08.02.2014 г. в течение пяти месяцев корабль выполнял задачи
в различных районах Средиземного моря, пройдя за это время более 22 тыс. морских
миль. В походе "Сметливый" принял участие в мероприятиях "Русской
недели на Ионических островах", представлял Россию в двустороннем российско-итальянском
военно-морском учении "Иониекс-2013", взаимодействовал с кораблями и
судами Северного и Балтийского флотов, входящих в состав постоянного соединения
Военно-Морского Флота в Средиземном море, совершил заходы в порты Греции, Италии,
Франции и Мальты. С по 30.04 по 16.09.2014 г., а так же с 28.10.2016 г.
по 03.06.2017 г. корабль находился в составе постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном
море. В настоящее время находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей
Черноморского флота РФ. "Сметливый" - последний корабль из серии "поющих
фрегатов", оставшихся в строю отечественного ВМФ. В октябре 2019 г.
сторожевой корабль "Сметливый" был выведен из состава сил постоянной
готовности Черноморского флота. Для планируемой музеефикация для постановки в
качестве корабля-музея в Севастополя Главнокомандующим ВМФ было выделено 30 миллионов
рублей. Корабль прошел докование в июле 2020 г. в Северном доке Севастополя, где
была произведена его конвертация: сняты валолинии и винты, заглушена подводная
арматура. 28.08.2020 г. на корабле был спущен флаг ВМФ, и корабль был передан
в систему парка "Патриот" Южного военного округа России. Командиры
корабля в разные годы: - капитан 3 ранга Александр Чернов; - капитан 2-го
ранга Валерий Зубков; - капитан 2-го ранга Константин Хоружевский; - капитан
3-го ранга Сергей Смагин; - капитан 2-го ранга Игорь Смоляк; - капитан 2
ранга Константин Алексеев; - капитан 2 ранга Виктор Скоков; - капитан
2 ранга Андрей Зайцев; - капитан 2 ранга Сергей Савченков. |