|   ТТД:  Водоизмещение: 1070 т.  Размеры: 
длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м.  Скорость полного хода: 
32 узла.   Силовая установка: 1 газовая турбина М-813 - 18000 л.с. + 2 дизеля 
М-507А - 20000 л.с.  Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.   Вооружение: 
1х2 57-мм артустановка АК-725 (боекомплект 500 снарядов), 1х6 30-мм артустановка 
АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-М" (20 ракет 9М-33), 2х2 533-мм 
торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 
18 мин.  Экипаж: 89 чел.  История корабля:  Малый противолодочный 
корабль пр.1124 Идея создания специализированного скоростного противолодочного 
корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 
50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения 
потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных 
зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей 
отечественного флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для 
борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз 
и пунктов базирования.   В ходе конструкторских работ основное внимание 
уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение 
которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов 
специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, 
наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие 
в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов.  Не менее сложную 
форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и 
забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля 
должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также 
наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие 
им характерный внешний облик.  Повышенное внимание уделялось конструкции 
главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича 
и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 
2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, 
а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., 
приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль 
мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, 
управление которыми было дистанционным, - свыше 35.  Состав вооружения и 
гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, 
состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка на ходу, глубокое 
прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого 
нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО. Основой противолодочного вооружения 
корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных 
побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по 
сравнению с 400-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения 
подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся 
СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода 
составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) - 200 килограммов. 
 В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса” 
установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую 
и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность 
до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным 
взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших 
в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.  Средства самообороны малых 
противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: 
зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103. 
 ЗРК “Оса-М”, предназначенный для поражения одиночных воздушных целей, располагался 
в носовой части корпуса и включал в себя систему управления стрельбой 4Р-33, сопряженную 
в РЛС обнаружения, сопровождения и наведения 4к-33, пусковую установку (ПУ) Зиф-122 
и зенитные управляемые ракеты 9М-33 (20 единиц, размещенных в подпалубном погребе 
в четырех вращающихся барабанах). Двухбалочная ПУ Зиф-122 в походном (нерабочем) 
положении вместе с системами подачи и перезаряжанием также располагалась под палубой 
бака в специальном контейнере, закрытом сверху “крышкой” с раздвигающимися створками. 
Перед стрельбой установка выдвигалась наверх с ракетами, уже поданными на направляющие. 
После старта обеих ЗУР ПУ вновь “убиралась” под палубу, где происходила ее перезарядка, 
и весь цикл повторялся. ЭУР 9М-ЗЭ, выполненные по аэродинамической схеме “утка”, 
имели стартовую массу около 130 кг (масса ВЧ - 14,5), а скорость полета составляла 
более 700 м/с. Благодаря полуактивной радиолокационной системе наведения, ракеты 
могли достаточно эффективно поражать воздушные цели (в том числе и малоразмерные) 
на дальности до 7 км и в диапазоне высот 60 - 6000 метров.  Задачей артиллерийского 
комплекса АК-725-МР-103 являлось уничтожение малых кораблей, катеров, самолетов 
и вертолетов противника, а также слабозащищенных береговых объектов. В состав 
входили башенная артустановка АК-725 калибра 57-мм и “стрельбовая” радиолокационная 
станция (РЛС) МР-103 “Барс”. РЛС, антенный пост которой размещался на кормовой 
надстройке, была способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные 
цели на дальности до 40 километров. Универсальная спаренная автоматическая установка 
АК-725 при начальной скорости снаряда 1020 м/с имела горизонтальную дальность 
стрельбы 12,9 км и досягаемость по высоте 6,7 км.  Высокий темп стрельбы 
- около 200 выстр./мин на ствол - обеспечивала полная автоматизация процессов 
заряжания и производства выстрела, а также система непрерывного охлаждения стволов 
забортной водой. В боекомплект АУ входили выстрелы унитарного заряжания с осколочно-трассирующими 
снарядами (масса - 2,8 кг), размещенных в подпалубном бункере. Наведение арткомплекса 
на цепь осуществлялось по двум каналам - основному (при помощи РЛС “Барс”) и резервному 
- посредством визирной колонки с ракурсными кольцами, открыто расположенной на 
носовой надстройке. Стоит отметить, что и в том, и в другом случае для боевого 
обслуживания АУ требовалось присутствие лишь одного человека, а для повседневного 
- не более двух. При ведении огня личный состав в башне отсутствовал.  Уже 
в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать 
новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную 
артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную 
для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление 
обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”.  Появление в составе советского 
ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им 
условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники. Малый 
противолодочный корабль МПК-49 был заложен 23.03.1980 г. на стапеле ССЗ в Зеленодольске 
(заводской №723) и 27.10.1980 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 
14.02.1982 г. и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград 
для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.08.1982 г. и 24.11.1982 
г. включен в состав ДКБФ.  08.08.1984 г. перечислен в состав КЧФ и в сентябре 
1984 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, 
а оттуда в Черное.  В период с 01.03.1989 г. по 17.10.1990 г. на "Севморзаводе" 
им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт.  27.07.1997 г. 
корабль сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.  В июле 2004 г. 
предложение шефов корабля, главы Владимирской области рассмотрел и поддержал главнокомандующий 
Военно-Морским флотом и Генеральный штаб Вооруженных сил России. Малый противолодочный 
корабль МПК-49 был переименован и получил новое название - "Александровец".  
 Корабль находится в составе 149-й тактической группы противолодочных кораблей 
68-ой бригады кораблей ОВР Севастополя. МПК "Александровец" был 
исключен из состава флота в 2022 г. Этим кораблем в разное время командовали:  
- капитан 3 ранга Алексей Мелентеев;  - капитан 3 ранга Владимир Коробков.  |