Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "С-149" 
 
Подлодка "С-149"
 
Подлодка "С-149"
 
Подлодка "С-149"
 
Подлодка "С-149"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1062/1360 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,3 м, осадка - 5,1 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 17,5/8,9 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 7500 миль при 7 узлах, под водой 90 миль при 3 узлах.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата, 4 торпеды
Экипаж: 56 чел.

История:
Подводная лодка пр.640

Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормовых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было снято.

По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.

Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.

Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю. Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.

Четыре подлодки этого проекта были оборудованы станциями дальнего радиолокационного
дозора (ЦКБ-18, СКБ-112, главный конструктор - Я.Е. Евграфов) по пр.640. Решение о переоборудовании лодок для этой цели было принято в 1955 г. Подводные лодки
переоборудовались для увеличения дальности обнаружения воздушных целей с морских направлений и были оснащены мощной радиолокационной станцией "Касатка" и дополнительной аппаратурой радиосвязи.

При переоборудовании подлодок была увеличена длина ограждения рубки, вместо запасных
торпед носовых торпедных аппаратов были размещены спальные места личного состава. За счет каюты командира была увеличена радиорубка, вместо снятой одной группы аккумуляторных батарей была установлена рубка с приборами РЛС "Касатка". Переоборудование производилось на заводе №112 в Горьком и на его сдаточной базе в Баку. Головная лодка была испытана и сдана в 1957-1958 гг.

Подводная лодка "С-149" была заложена 17.05.1952 г. по исходному пр.613 в Горьком на судостроительном заводе "Красное Сормово" (заводской №305). Спущена на воду 25.10.1952 г., вступила в строй 30.09.1953 г., вошла в состав Каспийской флотилии.

14.03.1955 - 28.02.1958 гг. на судостроительном заводе "Красное Сормово" (г.Горький) прошла модернизацию по пр.640 - перестройка в подводную лодку радиолокационного дозора.

23.11.1960 г. подлодка была перечислена в состав Черноморского флота, вошла в состав 155-й БрПЛ, а затем - в состав 381-го ДнПЛ с базированием на Феодосию. С ноября 1970 г. - снова в составе 155-й БрПЛ. В 1972 г. прошла модернизацию по пр.640Ц.

03.08.1977 г. была переименована в "СС-149".

18.11.1982 г. подводная лодка "СС-149" была исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, впоследствии она была разделана на металл на судоразделочной базе в Инкермане.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- А.Ефременко;
- Э.Кирищан;
- В.Шатов;
- Р.Волков;
- Т.Межалис.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте