ТТД: Водоизмещение: 180,8 т. Размеры:
длина - 34,9 м, ширина - 6,5 м, осадка - 1,85 м. Скорость полного хода :
15,7 узлов. Дальность плавания: 1050 миль на 10 уз. Силовая установка:
1 дизель 6 ЧСП 23/30 (средний), 2 дизеля М50-6 (бортовые), мощность полного хода
2500 л.с., 3 вала. Вооружение: не несет. Спец. снаряжение: 4 ствола для
пожаротушения производительностью по 200 м.куб./ч. Экипаж: 26 чел. История
судна: Противопожарный катер пр.364 Катера этого класса изначально
проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной и химической безопасности
кораблей при ведении боевых действий. В 70-х годах военные корабли ВМФ СССР были
оснащены штатными средствами защиты от оружия массового поражения, и дезактивационные
катера утратили свою актуальность, поэтому были переоборудованы с акцентом на
противопожарные задачи - тушение пожаров на кораблях и судах флота, а также береговых
объектах портовой инфраструктуры. Кроме того, наличие мощных насосов, способных
откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны,
позволяет противопожарным катерам успешно решать задачи судоподъема. Конструкция
противопожарного катера - стальной однопалубный с утопленным полубаком и средней
надстройкой. Катер разделен на 9 отсеков 8-ю водонепроницаемыми переборками, непотопляемость
обеспечена при заполнении одного любого отсека. Силовая установка из 3 дизелей
обеспечивает мощность в 2500 л.с. Буксирное устройство позволяет развивать тяговое
усилие до 8 т. По запасам провизии и пресной воды автономность для 26 человек
составляет 5 суток. На вооружении этого катера находятся четыре лафетных ствола
"ЛС-1", два переносных лафетных ствола "ПЛС-75", установка
пенотушения "ВЭЖ-17", две установки химического тушения "ПСМ-50",
установки воздушно-пенного тушения "ВПС-7,5", установка углекислотного
тушения "СУМ-8". Так же были зарезервированы места для установки 12,7-мм
пулемётов. Всего с 1953 по 1967 год было построено 84 катера на судостроительных
заводах в г. Рыбинске и Хабаровске. Противопожарный дезактивационный
катер ПДК-37 был построен на ССЗ №341 в Рыбинске (заводской №365), вступил в строй
01.05.1955 г. C 15.11.1976 г. входил в состав 162-го дивизиона 37-й бригады
аварийно-спасательных судов. 31.12.1977 г. на основании приказа начальника
УВС и АСС №053 от 18.11.1977 г. катер был переименован в ПЖК-37. За свою
службу ПЖК-37 участвовал в 70 спасательных операциях: в тушении пожаров на аварийных
кораблях и береговых объектах, судоподъемных работах, поддержании на плаву кораблей
и судов, тушении пожаров топлива на воде, спасении людей с гибнущих кораблей и
судов, обеспечении испытаний новой техники, промывке проходов в крутом береге
и даже очистке песка пляжей. Среди самых значимых операций - борьба за живучесть
линкора "Новороссийск" (1955 г.), судна СР-184 (1984 г.), СКР "Разительный"
(1987 г.), БПК "Очаков" (1993 г.), СКР "Скорый" и БПК "Азов"
(1998 г.), БПК "Керчь" (1999 г.), БПК "Азов" (2000 г.), МПК
"Владимирец" (2007 г.), БПК "Керчь" (2014 г.). За 65
лет своей службы на Черноморском флоте противопожарный катер прошел более 35000
миль. С 01.2012 г. входит в состав 2-й группы 145-го отряда спасательных
судов с базированием на Севастополь. Этим судном командовали: - лейтенант
Петр Кошман; - капитан Юрий Яковлев; - капитан Александр Агафонов; -
капитан Иван Лихачев; - капитан Сергей Анисимов; - капитан Вячеслав Касимов. |