ТТД: Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б,
5000 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 2х6 30-мм артустановки АК-306,
2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы. Экипаж: 68 чел. История
корабля: Морской тральщик пр.266МЭ Корабли проекта 266 (шифр "Аквамарин")
стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными
физическими полями. Головной в серии тральщик вошел в состав советского Военно-Морского
Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках
проекта 266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные
стали. Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном
исполнении. Было установлено размагничивающее устройство и устройство, компенсирующее
поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке. Для защиты от неконтактных
мин с акустическими взрывателями предусматривалась оклейка фундаментов главных
двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием,
установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких
вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага
большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования. Притивоминное
вооружение (электромагнитный, широкополосной, акустический и контактный тралы,
большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление мин на глубинах моря от
25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало два 30-мм автомата АК-230М с РЛС
управления "Рысь". В качестве средства обнаружения мин была установлена
специальная ГАС "Лань". Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин
предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые устанавливались только на некоторых
кораблях. Всего с 1963 по 1971 годы было построено 40 кораблей этого. Головной
корабль был включен в состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят
отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин. Устранение отмеченных
недостатков проекта 266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М
(шифр "Аквамарин"). Было предусмотрено: замена электромагнитного трала
обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой управления; принятие трала
для уничтожения активных мин; установка трехканального широкополосного буксируемого
телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также комплексного искателя-уничтожителя
мин, размещение ГАС "Мезень" для обнаружения донных мин. Для снижения
акустического поля корабля предусматривалась установка главных двигателей на вибродемпфирующие
продольные балки, а гребных винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие
насадки. Эти и другие вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению
длины и полного водоизмещения. В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов
266 и 266М были размещены ПЗРК "Стрела-3". Головной корабль проекта
266М "Семен Рошаль" был сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было
построено по этому проекту 32 корабля. Тактико-технические характеристики
морских тральщиков пр.266М оказались настолько удачными, что у многих зарубежных
заказчиков появилось желание их приобрести, но с частичной модернизацией, учитывающей
национальные особенности службы. Специально под эти цеели на базе морского тральщика
пр.266М был создан и экспортный вариант тральщика - пр.266МЭ. Взамен штатных
для пр.266М образцов тралов экспортный вариант тральщика оснащен более надежными
контактным, электромагнитным и акустическим тралами, а искатели мин исключены
из состава противоминного вооружения. Улучшилось также радиолокационное и радиосвязное
вооружение. Корабли пр.266МЭ оснащены всеми необходимыми устройствами (якорным,
рулевым, шлюпочным и буксирным), шестью спасательными плотами ПСН-10 (рассчитаны
на 10 человек каждый), а также общекорабельными системами, в частности, противопожарной
водяной, жидкостной пожаротушительной, водоотливной и осушительной системами,
системами бытовой пресной воды и забортной, системой вентиляции и кондиционирования. Морские
тральщики пр.266МЭ активно поставлялись флотам зарубежных государств - Индии,
Южному Йемену, Ливии, Вьетнаму. Морской тральщик "Валентин Пикуль"
(заводской №878) был заложен 22.10.1992 г. на Средне-Невском Судостроительном
Заводе, г.Ленинград, по проекту 266МЭ как номерной тральщик для ВМС Индии, однако
достроен для индийского флота он не был, поскольку по ряду причин индийская сторона
отказалась от заказа, и строительство было остановлено при готовности корабля
порядка 70%. Достройка тральщика была инициирована общественностью - Общероссийским
движением поддержки флота, Фондом 300-летия российского флота, Петербургским клубом
моряков подводников и рядом других организаций, которые смогли собрать порядка
500 тыс. рублей. Затем было возобновлено федеральное финансирование. Корабль
был спущен на воду 31.05.2000 г. уже для российского флота. Название корабль получил
в честь известного писателя Валентина Савича Пикуля (известен по книгам "Крейсера",
"Пером и шпагой", "Фаворит", "Баязет", "Честь
имею", "Реквием каравану PQ-17", "Из тупика"…).
Корабль вошел в строй флота 03.01.2002 г. Торжественный подъем российского Военно-морского
флага на МТЩ "Валентин Пикуль" состоялся 20.01.2002 г. в городе Ломоносове
Ленинградской области. В июне-июле 2002 г. корабль совершил переход с Балтийского
флота на Черноморский флот. Весной 2006 г. тральщик представлял российской
флот на международных учениях "Черноморское партнерство - 2006" в Турции,
по окончании которых экипаж корабля был отмечен главнокомандующим ВМФ России.
С марта по август 2017 г. корабль входил в состав постоянного оперативного
соединения ВМФ России в Средиземном море. За время похода корабль прошел 6500
миль. В настоящее время корабль находится в составе 184 бригады кораблей
охраны водного района (включен в состав 31.07.2002 г.) Новоросийской Военно-морской
базы с базированием на Новороссийск. Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3 ранга Александр Бойко; - капитан-лейтенант Алексей Дружин;
- капитан 3 ранга Александр Чупров; - капитан 3 ранга Александр Баранов. |