ТТД: Водоизмещение: 1200 т. Размеры: длина - 61 м,
ширина - 9 м, осадка - 2,75 м. Скорость полного хода: 12 узлов. Дальность
плавания: 1200 миль при 12 узлах Силовая установка: дизельная, 2 дизеля, 900
л.с., 2 вала. Вооружение: 2х1 20-мм зенитных орудия, 2 пулемета (в немецком
флоте). Экипаж: 20 чел. История судна: Трофейный танкер Договор
на поставку этого судна был заключен между немецкими ВМФ и судоверфью 14.06.1938
года. Танкер под первоначальным названием "Else" был заложен на судостроительной
верфи "D.W. Kremer Sohn." (заводской №854) в Эльмсхорне (Германия).
Судно имело на борту 9 танков по 50 куб.м.: 7 из них предназначались для авиационного
бензина, и два танка - для дизельного топлива. Два дизельных четырёхтактных шестицилиндровых
двигателя MWM приводили в движении два трехлопастных винта с фиксированным шагом.
Общая мощность силовой установки составляла 900 л.с. Вооружение танкера составляли
два зенитных 20-мм орудия и 2 пулемета. Экипаж судна составлял 6 офицеров и 20
матросов. Судно было передано немецкому флоту в августе 1941 г. под названием
"Else Т13", и было предназначено для перевозки топлива и заправки военных
судов. Первоначальное место базирования танкера - Свинемюнде, первый капитан судна
- капитан Флемминг. Танкер воевал на стороне фашистской Германии всю войну, активно
использовался для снабжения авиационным топливом: рейсы в Осло, Копенгаген, Щецин,
Засниц, Васса, Кеми, Киркенес, Норденхам, Кристиансанд, Тронхейм, Нарвик. В
феврале 1943 г. судно было передано 5-му немецкому воздушному флоту для обеспечения
поставок авиатоплива Люфтваффе. В мае 1945 года танкер "Else"
был захвачен британскими войсками в Тронхейме, Норвегия. Танкер под названием
"Empire Tigina" включили в состав ВМС Великобритании. После победы над
гитлеровцами 20.06.1946 г. танкер по репарации был передан (в качестве трофея)
СССР. В 1946 году судно с Балтики было переведено в главную базу Черноморского
флота Севастополь, предназначалось для перевозки нефтепродуктов. Танкер назывался
"НТ-3" и только в 1948 году по приказу Главнокомандующего Военно-морскими
силами судну было дано новое имя - "Истра". В период с 1947 по
1964 год танкер использовался для перевозки бензина и технических масел для кораблей
и судов ЧФ с дизельными установками. После ввода в состав флота авианесущих кораблей
"Истра" использовалась для их заправки авиационным топливом - керосином. За
время службы танкер неоднократно совершал походы по Азовскому, Черному и Средиземному
морям с заходами в порты Александрия (АРЕ), Сплит (Югославия), Варна (НРБ), Дуррес
(НРА) и другие. В 1957-1958 годах судно обеспечивало наши боевые корабли
и подводные лодки в албанском порту Дуррес в период оказания интернациональной
помощи Народной Республике Албания. В 1992 году "Истра" участвовала
в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта. Все время, вплоть
до сегодняшних дней, танкер бороздит моря. И в настоящее время судно находится
в эксплуатации на Черноморском флоте, хотя и самое старое среди вспомогательных
судов - танкеру уже 80 лет. Танкер перевозит дизельное топливо, до 6 видов специальных
масел и заправляет военные корабли и вспомогательные суда. Большую ценность
представляет то, что танки судна эмалированы и совсем не ржавеют. На настоящий
момент это единственное оставшееся в строю российского ВМФ судно, полученное по
репарациям Второй мировой войны. Командиры и капитаны танкера: 1. Капитан-лейтенант
Погорелов Д.Я. 1946-1948 гг. 2. Капитан-лейтенант Моргун С.П. 1948-1954 гг.
3. Шкоков В. 1960-1966 гг. 4. Горюнов Е.П. 1966-1968 гг. 5. Панин Н.М.
1968-1971 гг. 6. Маковецкий А.П. 1971-1974 гг. 7. Чорба В.И. 1974-1976
гг. 8. Китченко М. 1976-1984 гг. 9. Шинкарюк А.И. 1984-1996 гг. 10.
Лисовский В.А. 1997-2001 гг. 11. Шостак В.Н. 2001-?? 12. Гаркушев В. 13.
Носиков Михаил. |