ТТД: Водоизмещение: 5540 т. Размеры: длина - 121,7
м, ширина - 17 м, осадка - 4,63 м. Скорость полного хода: 14 узлов. Дальность
плавания: 7800 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная, 3128 л.с.,
1 вал. Грузоподъемность: 280 тонн запчастей Производственная мощность:
225 000 н/ч в год. Экипаж: 193 чел., из них 150 рабочих. История
судна: Плавучая мастерская пр.304 Рассредоточенное базирование требовало
создание плавучей ремонтной базы более со- лидной, чем та, которая имелась
на ПБ. Русский флот до 1917 года имел в своем составе плавучие мастерские (ПМ).
Учитывая этот опыт, а также опыт применения ВМС США во время ВМВ на Тихом
океане, руководством ВМФ СССР было принято решение построить серию плавучих мастерских. Первой
послевоенной ПМ построенной в СССР стала ПМ пр.725 полным водоизмещением 4 600
тонн. Однако самыми массовыми плавмастерскими в ВМФ СССР стали ПМ "польской"
постройки различных проектов. Наиболее удачными и самыми массовыми плавмастерскими
"польской" постройки стали ПМ пр.300, 301, 303 и 304. Все они были построены
в Польше на Щецинской судоверфи. Их строительство велось с 1963 по конец 80-х
гг. Всего было построено более 40 единиц. Производственные мощности составляли
от 200 000 до 247 000 нормочасов в год. Полное водоизмещение этих ПМ составляло
от 2700 до 5600 тонн, одновальная главная энер- гетическая установка мощностью
2200 - 3000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 12-14 узлов. Ремонтников
в составе экипажа было от 100 до 160 человек. Первые ПМ имели даже оборони-
тельное вооружение, состоявшее из одной 57-мм артустановки ЗИФ-31Б и двух 25-мм
автоматов. Именно ПМ "польской" постройки активно использовались на
боевой службе с конца 60-х годов, обеспечивая все типы и классы боевых кораблей.
Плавучая мастерская проекта 304 конструктивно представляет из себя стальное
трёхпалубное судно с полубаком и удлинённой рубкой в корме. Судно разделено на
9 отсеков водонепроницаемыми переборками. Машинное отделение находится в кормовой
части. Главный дизельный двигатель 6 ZL 40/48 "Згода-Зульцер" мощностью
3128 л.с. при 530 об/мин работает на 1 винт фиксированного шага. Район плавания
- неограничен. Плавучая мастерская ПМ-138 была заложена 18.05.1968 г.
на судостроительном заводе "Сточня Щецинская им. Адольфа Варскего" в
Щецине, Польша (заводской №304/1). Спущена на воду 9.11.1968 г., вступила в строй
31.10.1969 г. Вошла в состав Черноморского флота. Всего за свою жизнь ПМ-138
провела более 8 тысяч суток на боевой службе, было пройдено более 130000 морских
миль за 450 ходовых дней, судоремонтниками отремонтировано несколько сотен надводных
кораблей, подводных лодок и судов Военно-Морского Флота, перевезено более 5000
человек и многие тысячи тонн грузов. В 12.15 18.02.2008 г. поступило сообщение:
плавмастерская ПМ-138 ВМФ России в центральной части Эгейского моря в 11.30 обесточилась,
не имеет хода, дрейфует, ветер С 15-17 м/с, волнение 4 м, капитаном ПМ-138 дано
оповещение о необходимости буксировки. В 14.00 к ПМ-138 были направлены: танкер
"Евгений Титов" ОАО "Новороссийское морское пароходство" и
спасательные силы Греции: военный фрегат, буксир "Теклос", 2 вертолета
и самолет. Командир плавмастерской от эвакуации экипажа отказался в связи с отсутствием
угрозы жизни. В 18.00 фрегат взял ПМ-138 на буксир и приступил к буксировке под
прикрытие берега. Запущены вспомогательные двигатели. По указанию Объединенного
морского спасательно-координационного центра Пирей Греции - координатора спасательной
операции - и по согласованию с МСКЦ Новороссийск танкер "Евгений Титов"
последовал по назначению, не дойдя до "ПМ-138" 23 мили. В 03.00 19.02.08
"ПМ-138" была поставлена на якорь в районе острова Хиос для устранения
неисправности главного двигателя. В настоящее время входит в состав 1-й
группы 205-го отряда управления вспомогательного флота с базированием на Севастополь.
Активно используется в работе Тартусской ПМТО (Сирия). В разные годы плавучей
мастерской командовали: - капитан 2 ранга П.Пузиков; - капитан 2 ранга
А.Волков; - капитана 2 ранга запаса А.Кашалаба; - капитан 2 ранга запаса
Вячеслав Саклаков. |