ТТД: Водоизмещение: 4650 т. Размеры:
длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м. Скорость полного хода: 16,5
узлов Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах. Силовая установка:
2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с. Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М,
3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 "Град-М". Экипаж: 55
чел. История корабля: Большой десантный корабль пр.1171 Качественный
и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы
Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая:
"Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это
требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки
различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского
танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми
с аналогичными у современных западных кораблей. Практически одновременно
Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173),
который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально
нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили
бъединить оба проекта в один под общим обозначением "проект 1171". При
этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна, характеристики
же его несколько снизились. Противоречивые требования гражданских заказчиков
(высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа)
и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость,
специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили
четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет
отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей.
Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить
моторы большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала
до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило
отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных
механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение
"Тапира" (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде,
характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК
- "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ. За
десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех
вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры" ("Alligator"
по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского
Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали
себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов. Большой
десантный корабль "Николай Фильченков" был заложен в Калининграде на
судостроительном заводе "Янтарь" 30.01.1974 г. (заводской №304), спущен
на воду 29.03.1975 г., вступил в строй 30.12.1975 г. Первоначально входил
в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных
конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной
помощи. В частности, "Николай Фильченков" базировался в портах Анголы
(март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. - январь 1978 г.). Корабль неоднократно
выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском
океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным,
в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга. В
ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии
надводных кораблей. В августе 2000 г. БДК "Николай Фильченков"
в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке
за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье
из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе
Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой
подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования. 23.03.2005
г. БДК "Николай Фильченков" в районе г.Феодосия произвел высадку на
морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го
отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека
и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и
Российской Федерацией. В настоящее время большой десантный корабль "Николай
Фильченков" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ РФ. Этим
кораблем в разное время командовали: - капитан 2 ранга Евгений Мясоедов;
- капитан 2 ранга Игорь Дмитриенко. |